14.08.2019

Закон «О равенства прав и возможностей мужчин и женщин» - зачем он нужен?

Закон «О равенства прав и возможностей мужчин и женщин» - зачем он нужен?

Гендерное равенство представляет собой одно из важнейших прав человека, и играет ключевую роль в деле обеспечения мира и согласия в обществе и полноценной реализации человеческого потенциала на основе устойчивого развития. 

В настоящее время все усилия ООН направлены на достижение принятых Целей в области устойчивого развития (ЦУР). В каждой из 17-ти ЦУР женщинам отводится исключительно важная роль, причем многие задачи непосредственно направлены на признание равенства женщин и способствуют расширению их прав и возможностей как в качестве цели, так и в качестве ее достижения. Так Цель №5 непосредственно состоит в «обеспечении гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек».

По словам Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша «Достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек являются незавершенной задачей нашего времени и величайшей проблемой в области прав человека в сегодняшнем мире».

К сожалению, гендерное неравенство сохраняется сегодня как в экономической, так и в политической сферах. Несмотря на то, что на протяжении многих десятилетий был достигнут определенный прогресс, на рынке труда во всем мире женщины по-прежнему зарабатывают, в среднем, на 24 процента меньше мужчин. Разрыв в оплате труда по признаку пола в сельских районах доходит до 40 процентов. Доля женщин в национальных парламентах в среднем составляет менее 25 процента.  Эта цифра незначительно увеличилась с 1995 года, когда женщины составляли 11,3 процента от всех парламентариев. 

Крайне важно покончить с гендерным неравенством во всех его проявлениях, обеспечить равный доступ женщин женщин и девочек, мужчин и мальчиков к образованию, здравоохранению, экономическим ресурсам и создать равные возможности для участия в политической жизни. Это также касается возможностей по трудоустройству в целом и занятию руководящих должностей.

Для обеспечения соблюдения прав женщин во всем мире многим государствам предстоит внести соответствующие изменения в национальные законодательства. По состоянию на 2014 год равенство между мужчинами и женщинами конституционно гарантировали 143 страны. Хотя это результат является рекордным, 52 государства пока так и не сделали этот шаг.  

Республика Узбекистан в статьях 18 и 26 своей Конституции гарантировала принцип равенства прав, свобод и возможностей мужчин и женщин. Основываясь на этих конституционных принципах в стране последовательно реализуется государственная политика, направленная на обеспечение прав женщин, защиту их от всех форм дискриминации, повышение статуса и роли женщин в общественно-политической жизни страны.

Последовательная реализация мероприятий государственных программ по различным аспектам улучшения положения женщин позволила Узбекистану существенно продвинуться в решении вопросов равных прав и возможностей как внутри страны, так и на международной арене. 

По данным Доклада о человеческом развитии 2018 года, индекс гендерного развития для Узбекистана составляет 0,948. По индексу гендерного неравенства наша страна занимает 59-е место среди 189 стран мира. 

В Узбекистане обеспечено декларируемое международными документами 30-процентное представительство женщин на уровне принятия решений. По итогам выборов 2014 года депутатами в нижнюю палату Олий Мажлиса избраны 24 женщины (16%), в Сенат — 17%.  В региональных Кенгашах народных депутатов, Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан — 23,5%, в районных и городских Кенгашах — 22%.  Растет активность женщин в политических партиях от 36 до 50%.  

Ежегодно растет число женщин, успешно занимающихся наукой: 540 докторов наук, около 2708 кандидатов наук, 6 академиков активно трудятся в различных отраслях науки и производства. 

В республике работают около 300 женских негосударственных, некоммерческих организаций. 

Повысилась роль женщин в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства – 89%; в работе органов самоуправления граждан (махалле) – 77%; в работе хокимиятов областей, городов и районов – 66%; в работе Олий Мажлиса, правительства республики, в министерствах и ведомствах – 68%. 

На сегодняшний день более 120 тысяч малых предприятий, в том числе 4,5 тысячи фермерских хозяйств, возглавляются женщинами. За последние 10 лет количество малых и средних предприятий, возглавляемых женщинами, увеличилось в 1,6 раза. Коммерческими банками республики открыты специальные линии для выделения кредитов для поддержки женщин-предпринимателей.

Вместе с тем, несмотря на то, что законодательство Республики Узбекистан не содержит положений дискриминационного характера, в реальной жизни пока еще существует разрыв между юридическим и фактическим равноправием женщин и мужчин. На практике женщины сталкиваются с целым рядом проблем, связанным с отсутствием эффективных механизмов по всесторонней поддержке женщин, неорганизованностью работы по переподготовке и повышению квалификации женщин, долгое время занятых уходом за ребенком, профессиям, востребованным на рынке труда.

Наиболее остро существующие гендерные проблемы проявляются, как в сфере занятости, так и в области участия женщин в управлении делами государства и общества, доступе женщин к предпринимательской деятельности, профессиям. 

Согласно исследованию Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон», проведенного в 187 странах мира, Узбекистан в рейтинге набрал 70,6 балла из 100 возможных по уровню гендерного равенства, оказавшись позади всех стран СНГ. 

Указанные проблемы свидетельствует о том, что, несмотря на существующие законодательные гарантии недискриминации, на практике ситуация в сфере обеспечения гендерного равенства обуславливают необходимость разработки специального закона, предметом правового регулирования которого являлись бы права женщин и мужчин, как социально-демографических групп, определяющие их социальный статус в обществе, и который обеспечивал бы практическую реализацию прав и равных возможностей для лиц обоего пола.

Разработка законопроекта вызвана также требованиями международных обязательств Республики Узбекистан по обеспечению равных возможностей для мужчин и женщин, взятых при подписании и ратификации ряда международных документов, направленных на недопущение дискриминации по признаку пола. К ним относятся: Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.); Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (1949г), Конвенция о политических правах женщин (1952г), Конвенция о гражданстве замужней женщины(1957г), Декларация и Платформа действий Всемирной Конференции по улучшению положения женщин (Пекин, 1995 г.); итоговые документы Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в ХХI веке» (Нью-Йорк, 2000 г.), Декларация тысячелетия, Цели устойчивого развития (ООН, 2015 г.) и др. 

Дополнительно к этим международно-правовым актам, можно отнести и конвенции Международной организации труда №100 (1951г.) «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», №103 (1956г.) «Об охране материнства», №111 (1958г.) «О дискриминации в области труда и занятий», №122 (1964г.) «О политике в области занятости», которые ратифицированы Узбекистаном.

Необходимость принятия правового акта, обеспечивающего практическую реализацию норм, направленных на обеспечение гендерного равенства, была подчеркнута также в Заключительных замечаниях Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, направленных в августе 2006 г., в январе 2010 г. и в ноябре 2015 г. в адрес Республики Узбекистан, после рассмотрения Второго и Третьего, Четвертого и Пятого периодического докладов о выполнении данной Конвенции. Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам также рекомендует ускорить принятие данного закона (п. 11 Заключительных замечаний от 13 июня 2014 г.).

Во исполнение Постановления Президента Республики Узбекистан от 07.03.2019 г. «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин» Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека совместно с Комитетом женщин Узбекистана и Министерством юстиции Республики Узбекистан разработан проект Закона Республики Узбекистан «О гарантиях прав и возможностей мужчин и женщин». 

Основной идеей законопроекта явилось создание комплексной системы правового регулирования отношений в сфере обеспечения гарантий равных прав и возможностей мужчин и женщин, и предотвращения дискриминации по признаку пола.

Схожие по предмету правового регулирования законы приняты и действуют в Исландии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Швейцарии, Франции, Литве, Австралии и иных государствах. Законы о гендерном равенстве были приняты в   Кыргызстане — 2003 г., Украине — 2005 г., Молдове — 2006 г., Азербайджане — 2006 г., Туркменистане — 2007 г., Казахстане — 2009 г., Грузии — 2010 г., Армении — 2013 г. Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ (орган, призванный развивать и координировать законодательство Содружества) в ноябре 2005 г. приняла модельный закон «О равных правах и равных возможностях женщин».

Целью проекта Закона Республики Узбекистан «О гарантиях прав и возможностей мужчин и женщин» является определение основных сфер общественных отношений, в которых гарантируется равенство мужчин и женщин, установление признаков дискриминации по признаку пола, закрепление механизма реализации гарантий гендерного равенства, включая контроль за исполнением законодательства о равных правах и возможностях мужчин и женщин и ответственность за его неисполнение.

Для этого законопроект предусматривает нормы, которые:

закрепляют основные принципы обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин;

провозглашают равноправное отношение и недопустимость дискриминации по признаку пола;

определяют основные направления государственной политики в сфере обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин;

определяет механизм обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин в сфере государственной службы и реализации избирательных прав; в социальной, экономической и культурной сферах;

закрепляют права, обязанности, ответственность и отчетность государственных органов за реализацию государственной политики в области обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин. 

Закон позволит расширить возможности для реализации в Узбекистане всеми гражданами, как женщинами, так и мужчинами, всей той совокупности их прав и свобод, которая предусмотрена Конституцией Республики Узбекистан и нормами международного права:

Во-первых, закон определит основные подходы к формированию эффективной государственной политики в сфере равноправия полов;

Во-вторых, закон установит обязанности государства, работодателей и нанимателей по соблюдению социально-экономических прав женщин и мужчин;

В-третьих, закон предусмотрит обязанности всех субъектов права по практическому обеспечению статей Конституции Республики Узбекистан при реализации избирательного права; при поступлении на государственную службу и при ее прохождении, а также при формировании состава руководящих структур государственных органов управления; 

В-четвертых, закон закрепит ответственность органов государственной власти и должностных лиц за реализацию конституционного принципа равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин; 

В-пятых, закон определит особую роль органов самоуправления граждан, негосударственных неправительственных организаций и других институтов гражданского общества, в том числе создаваемых в целях реализации равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин, в разработке и осуществлении государственной политики в сфере равенства женщин и мужчин;

В-шестых, закон установит порядок обжалования фактов дискриминации по признаку пола и предусмотрит ответственность должностных лиц за нарушение законодательства по вопросам обеспечения гарантий равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин.

Таким образом, создание правовой базы, нацеленной на предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений будет способствовать достижению устойчивого развития Республики Узбекистан.

Дилноза Муратова, 
заместитель директора
Национального центра 
Республики Узбекистан
 по правам человека

Возврат к списку