05.09.2019

Роль НПМ в действиях государства по предупреждению проблем закрытых учреждений

Роль НПМ в действиях государства по предупреждению проблем закрытых учреждений

Государство обязано «предупреждать» возможности негативных явлений в закрытых учреждениях, в связи с чем, для него актуальна роль мониторинга в рамках Национального превентивного механизма (НПМ).

Это было отмечено экспертом Виктором Захария в начале второго дня тренинга «Мониторинг закрытых учреждений и мест лишения свободы», проведенного 4 сентября т.г. В рамках 4 сессии он представил международные стандарты и зарубежную практику мониторинга пенитенциарных учреждений, включая предупреждение пыток. 

Была подчеркнута важность механизма мониторинга системы исполнения наказания, как превентивной меры, помогающей государству выявлять как можно больше факторов, которые в определенной ситуации могут способствовать снижению вероятности риска нарушений.

Ни в одной стране мира, как отметил докладчик, не существует идеальной модели Национального превентивного механизма (НПМ). Однако есть общие критерии, которые помогают его совершенствовать. 

Так, для эффективности реализации НПМ, необходим анализ мест лишения свободы  в целом по стране (количество, размеры, вызовы, место нахождения). Важно знать структуры в стране, проводящие мероприятия, сходные с мероприятиями НПМ (мандат, независимость, потенциал). Кроме того, необходимо иметь представление о гражданском обществе, авторитетных негосударственных некоммерческих организаций (ННО) и других факторах.

Что касается привлечения к реализации механизма мониторинга ННО, то подразумеваются авторитетные общественные организации, базирующиеся на профессионалах в различных сферах, знания которых могут стать необходимыми в соответствии с целями, которые ставит каждый конкретный мониторинг в рамках НПМ (например, объединения врачей, ассоциации СМИ и другие). 

Тему продолжили эксперты Джанет Холл и Аби Деймонд, представившие опыт Великобритании. В Национальный превентивный механизм данной страны входит 21 орган во всех секторах Великобритании. Координация осуществляется Управлением тюрем Ее Величества. Ежегодно предусмотрен отчет НПМ перед правительством. 


Также в Великобритании действуют Независимые наблюдательные советы (ННС), которые являются частью НПМ. Интересно, что волонтером ННС может стать практически любой гражданин страны, что дает возможность участия в мониторинге широкого круга людей. Для каждого волонтера решается вопрос объема его участия и нагрузки. Для населения, отметили докладчики, это является определенным фактором открытости пенитенциарной системы. Советы дополняют Управление тюрем и других членов НПМ. 

Докладчики отметили, что мониторинг НПМ охватывает тюрьмы, иммиграционное задержание, содержание под стражей в полиции, а также суде, детские дома, психиатрические лечебницы, военное задержание, а также процесс этапирования. 

В полномочия НПМ Великобритании входят самостоятельный выбор объекта посещения, возможность мониторинга  без предупреждения, неограниченный доступ к информации и посещению разных мест закрытых учреждений, право публикации своих выводов.

Далее в ходе тренинга была рассмотрена тема: «Развитие системы мониторинга в Узбекистане» (сессия 5). Здесь было отмечено, что согласно постановлению Президента Республики Узбекистан №ПП-4056, Национальный центр по правам человека получил в области мониторинга новый мандат, который является одним из путей новых разработок в области мониторинга для предотвращения пыток в Узбекистане. 

Как сказал в своей презентации Первый заместитель директора НЦПЧ Мирзатилло Тиллабаев, согласно постановлению, Национальный центр наделен правом беспрепятственно посещения учреждений по исполнению наказания, мест содержания под стражей и специальных приемников.

Также в функции Центра теперь входит ежегодное представление Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан информации о состоянии соблюдения международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека.

Возможности мониторинга в рамках НПМ в Узбекистане также расширены приданием новых возможностей Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана). Так, 14 марта 2019 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов защиты прав осужденных и лиц, находящихся под стражей», который  усилил полномочия омбудсмана в сфере НПМ. 

Тему новых законодательных изменений в сфере прав заключенных продолжила депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Алия Юнусова. Как было отмечено, ЗРУ-№530 введена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека. Также наказывается невыполнение должностными лицами своих обязанностей перед омбудсманом, предоставление ему заведомо ложной информации, а равно оставление должностными лицами без рассмотрения обращений, заключений, представлений, ходатайств или нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения либо умышленное представление по ним заведомо недостоверных сведений.

Также, согласно статье 209 данного закона, Уполномоченный принимает меры по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания путем регулярных посещений мест содержания под стражей.

Для содействия деятельности омбудсмана по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания им создается экспертная группа. 

Сбор информации и общение с заключенными, как его важная часть были рассмотрены в ходе сессии № 6 «Внедрение основополагающих принципов мониторинга». Фасилитатор Дж.Холл, согласно своему опыту, отметила причины, по которым трудно интервьюировать заключенных. Одна из главных причин – недоверие к представителю НПМ, страх перед последствиями интервью, неуверенность в дальнейшей судьбе информации, страх перед тем, что слова будут услышаны другими. 

Для участников была проведена ролевая игра по взятию интервью у условного заключенного, где были даны методы, позволяющие раскрепостить интервьюируемого, дать ему возможность поверить в позитивные намерения представителя НПМ. Участники тренинга сделали разбор примененных методов, отметили важность создания доверительных отношений с теми, кого опрашиваешь.

В ходе следующей сессии № 7, В.Захария рассказал о ключевых этапах мониторингового визита. Как было отмечено, в общий план мониторинга важно включать функции каждого участника. При этом необходимо и умения импровизировать в зависимости от ситуации. Важной частью подготовки является кадровая работа. Также нужна работа с обществом. Во многом это связано с четкими функциями мониторинга НПМ – не как «скорой помощи» по случившимся инцидентам, а как возможности системного анализа проблем закрытых учреждений и выработки действенных рекомендаций.

В алгоритм посещения включаются такие элементы, как первые встречи (в том числе с руководством учреждения, начальником смены), посещение помещений, проверка журналов учета и документации, собеседования с заключенными, беседы с сотрудниками.

Необходимо помнить, что мониторинг реализуется именно в рамках НПМ, и всем участникам мониторинговой группы важно действовать согласованно, обобщать свои выводы и рекомендации.

Опытом проведения проверок на примере Великобритании поделилась в сессиях № 8 и 9 Дж.Холл. Было отмечено, что опыт данной страны показывает - участникам мониторинга важно четко определить свои ожидания. Например, соблюдения норм содержания заключенных, в том числе санитарных. Здесь также считают, что об ожиданиях важно проинформировать при посещении проверяемые органы. Необходимо помнить и то, что участники мониторинга должны профессионально соответствовать конкретной цели посещения. 

Далее для участников тренинга было проведено практическое занятие по разбору составляющих определенного ожидания. Каждая группа сделала разбор по заданным темам, в числе которых соблюдение нормативов содержания, возможность подачи жалоб заключенными, отношения между заключенными и персоналом. Каждая команда нашла порядка 10 тезисов по своей теме. 

Говоря далее об источниках доказательств, Дж.Холл отметила, что в этом качестве используются мнения заключенных, сотрудников и третьих лиц, документация, наблюдения группы мониторинга. 

Эксперт сказала также о необходимости в ходе мониторинга уважительного отношения к персоналу при взаимодействии с ним, что не исключает настойчивости в достижении поставленных целей. Кроме того, при возможности важно следовать правилам, установленным персоналом, не упускать возможности обратить внимание на позитивные моменты достижений персонала. Также не забывать об объективности, резкая критика не ведет к достижению цели. 

Также был дан разбор особенностей такой формы сбора информации, как письменный опрос заключенных. Такая форма опроса позволяет сохранить конфиденциальность, делать сравнение данных (например, в разные года), задавать вопросы на разных языках, вовлекать большое количество заключенных.

В ответах на вопросы участников тренинга была вновь подчеркнута роль мониторинга НПМ в предотвращении возможности негативных явлений в системе закрытых учреждений и мест лишения свободы.

Пресс-служба 
Национального центра 
Республики Узбекистан 
по правам человека

Возврат к списку