За последние годы сотни журналистов бежали из Беларуси, России и Таджикистана, а также ряда других стран мира, включая Иран и Турцию. Однако эмиграция не всегда обеспечивает этим людям безопасность. В среду Спецдокладчик ООН по вопросам свободы прессы Айрин Хан представила в Совете ООН по правам человека свой доклад, посвященный журналистам, вынужденным бежать из своей страны. Многие из них сталкиваются в изгнании с многочисленными угрозами.
Международная правовая база
В своем докладе Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение исследует эти угрозы и вызовы и приводит конкретные примеры. Она считает, что международные нормы обеспечивают прочную основу для защиты журналистов в изгнании, однако государства зачастую не соблюдают взятые на себя обязательства.
Нападения на журналистов на иностранной территории нарушают принципы прав человека, а также кардинальный принцип международного права, согласно которому государства обязаны уважать территориальный суверенитет друг друга, отмечает эксперт.
Транснациональные репрессии
Убийство изгнанного саудовского журналиста Джамаля Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле Айрин Хан называет «возмутительным и дерзким актом транснациональных репрессий». Насильственные исчезновения и санкционированные государством убийства, по ее словам, стали нарушением международного права и Устава ООН, а Саудовская Аравия так и не была привлечена к ответственности.
В июне 2023 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, осуждающую транснациональные репрессии как растущую угрозу верховенству закона и правам человека. Особую озабоченность у авторов резолюции вызвали действия в этой сфере, предпринимаемые Азербайджаном, Беларусью, Российской Федерацией и Турцией. Так, Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям установила, что правительство Турции систематически занималось экстерриториальными похищениями и насильственным возвращением в Турцию по меньшей мере 100 турецких граждан, включая журналистов, из нескольких государств.
Похищение и выдача в страну происхождения с последующим судебным преследованием и тюремным заключением – ощутимый риск для журналистов в изгнании
«Похищение и выдача в страну происхождения с последующим судебным преследованием и тюремным заключением – ощутимый риск для журналистов в изгнании, особенно для тех, кто не имеет надлежащего правового статуса в соседних странах», – пишет Айрин Хан.
Мир, по ее словам, стал свидетелем вопиющего примера насильственного похищения в мае 2021 года, когда белорусские власти, пренебрегая международным правом и протоколами авиаперевозок, использовали ложную угрозу взрыва для перехвата и перенаправления коммерческого авиалайнера, на котором Раман Протасевич, белорусский работник средств массовой информации и активист в изгнании, летел из Греции в Литву. Его сняли с самолета, арестовали, предъявили обвинения, осудили и приговорили к восьми годам тюремного заключения, а затем помиловали.
Цифровая слежка
В ходе расследований, проведенных гражданским обществом, было выявлено несколько случаев, когда журналисты подвергались цифровой слежке во время своего изгнания. Слежка часто предшествовала угрозам, арестам или убийствам или следовала за ними. Экспертиза, проведенная общественными организациями, обнаружила шпионское ПО Pegasus на устройствах примерно 10 человек, связанных с убитым саудовским журналистом Джамалем Хашогги, включая его невесту.
В сентябре 2023 года стало известно, что телефон Галины Тимченко, руководителя русскоязычного новостного сайта «Медуза», базирующегося в Латвии, был заражен шпионской программой Pegasus вскоре после того, как Генеральный прокурор РФ признал сайт «Медуза» «нежелательной» организацией и запретил ее деятельность на территории Российской Федерации.
В октябре 2023 года Ле Чунг Кхоа, главный редактор базирующегося в Берлине вьетнамского новостного сайта Thoibao.de, стал жертвой шпионского ПО Predator через платформу социальных сетей X, бывшую Twitter. Его веб-сайт заблокирован во Вьетнаме, а его страницы на Facebook и YouTube часто становятся объектами атак хакеров.
Уголовное преследование
«После вторжения в Украину в феврале 2022 года Российская Федерация ввела драконовские законы, предусматривающие суровое наказание для всех, кто «дискредитирует» вооруженные силы или распространяет «ложную информацию» о вооруженном конфликте», – пишет Айрин Хан. Принятие этих законов привело к тому, что независимые средства массовой информации в Российской Федерации подверглись самоцензуре, закрылись или покинули страну.
Используя эти законы, российские суды заочно вынесли приговоры нескольким журналистам, находящимся в изгнании. Закон о запрете «нежелательных организаций», принятый в 2015 году, был использован для объявления вне закона нескольких российских средств массовой информации, работающих за рубежом.
Такие действия не только запрещают им работать в Российской Федерации, но и делают преступлением сотрудничество с ними, участие в их работе или даже размещение созданных ими материалов в социальных сетях. В результате эти издания больше не могут открыто работать с корреспондентами, источниками и спикерами и эффективно взаимодействовать с аудиторией в Российской Федерации.
Лишение гражданства
Хотя лишение гражданства запрещено международным правом, некоторые правительства используют его в качестве меры возмездия против независимых журналистов. В 2022 году в Беларуси был принят закон, который охватывает 34 преступления, применимые только к тем, кто находится в изгнании, за которые они могут быть осуждены заочно и лишены гражданства, а также имущества.
Кроме того, Беларусь, как отмечается в докладе, заочно преследует журналистов, а также диссидентов и правозащитников и выносит им суровые приговоры. Например, в 2022 году суд заочно приговорил изгнанных журналистов Степана Пуцилу и Яна Рудика соответственно к 20 и 19 годам лишения свободы.
В Кыргызстане Болот Темиров, журналист-расследователь и правозащитник, был обвинен в различных сфабрикованных уголовных преступлениях, по которым он был оправдан судом, но, тем не менее, был лишен гражданства по решению суда и выслан в Российскую Федерацию. Факты дела позволяют предположить, что криминализация и высылка были предприняты в отместку за его репортажи о коррупции в государственных органах.
Гуманитарные визы
Лишь несколько стран, таких как Германия, Норвегия, США и Швейцария, предоставляют журналистам гуманитарные визы по срочным причинам. Ряд государств-членов Европейского союза ввели гибкую визовую политику для правозащитников, которая может быть применена и к журналистам.
Такие меры принимались в ответ на кризисные ситуации и распространялись только на граждан определенных стран, а не на всех нуждающихся в них журналистов. Еще одним недостатком таких специальных виз является то, что они зависят от политической воли правительств конкретных стран.
В 2022 году Ирландия выдала несколько сотен гуманитарных виз афганским правозащитникам, включая некоторых журналистов, а Чехия, Латвия и Литва выдали гуманитарные визы нескольким сотням независимых журналистов, работников средств массовой информации и членов их семей из Беларуси и Российской Федерации.
Телеканал «Дождь»
Политическое давление со стороны принимающих стран может представлять собой угрозу для существования средств массовой информации в изгнании. Например, ссылаясь на национальную безопасность, Латвия приостановила действие лицензии независимого российского телеканала «ТВ Дождь» при обстоятельствах, свидетельствующих о разногласиях по поводу освещения им вооруженного конфликта на Украине.
«Решение о приостановке действия лицензии этого канала представляется ненужным и непропорциональным ограничением свободы выражения мнений, противоречащим статье 19, пункт 3, Международного пакта о гражданских и политических правах», – отмечает независимый эксперт ООН.
Возможность освещать события в стране происхождения
Несмотря на более широкое использование VPN, возможность подключения остается проблемой для средств массовой информации и журналистов в изгнании в закрытых обществах. Например, после вторжения Российской Федерации в Украину в феврале 2022 года некоторые компании приняли меры по отключению основных цифровых сервисов для российских и белорусских пользователей, опасаясь нарушить усиливающиеся санкции против отдельных лиц и учреждений в этих странах.
«Чрезмерное соблюдение санкций ограничило возможность независимых средств массовой информации в изгнании освещать события в Беларуси и Российской Федерации, предоставлять новости пользователям в этих странах и монетизировать свой контент», – сообщается в докладе.
Сохранить профессию
Поддерживать журналистику как профессию в изгнании очень непросто. На индивидуальном уровне, хотя большинство журналистов покидают свою страну, чтобы продолжить работу, многие бросают профессию, оказавшись за границей.
Более двух третей афганских журналистов, покинувших страну, больше не работают. По данным одного из опросов, около трети журналистов, покинувших Беларусь и Российскую Федерацию за последние три года, оставили журналистику после изгнания.
Причины, по которым журналисты покидают свою профессию, разнообразны: от отсутствия личной безопасности и страха перед репрессиями против своей семьи в стране происхождения до незнания местного языка и культуры в стране пребывания.
Для некоторых навыки и знания, за которые они были приняты на работу в своей стране, более не актуальны в новой стране. Для других бюрократические и административные требования, такие как нотариальное заверение дипломов или журналистская аккредитация в стране происхождения, могут оказаться невыполнимыми.
Отсутствие разрешений на работу – это большая проблема. Многие страны, в которых оказались журналисты в изгнании, не предоставляют им вид на жительство, а без него они не могут получить разрешение на работу. Без разрешения на работу журналисты не могут найти работу в местном медиа-секторе.
Специальных докладчиков ООН назначает Совет по правам человека в качестве независимых экспертов. Они не являются сотрудниками ООН и не получают за свою работу зарплату от всемирной организации.
- Добавлено: 27.06.2024
- Просмотров: 1329
- Распечатать