Международный механизм защиты прав человека
Универсальный механизм защиты прав человека
Организация Объединенных наций (ООН) являясь международной универсальной организацией, имеет универсальный международный правозащитный механизм и междисциплинарную структуру.
Как главные органы, так и вспомогательные органы Организации Объединенных Наций занимаются вопросами защиты прав человека в определенной степени.
Генеральная Ассамблея ООН призывает государства-члены принять меры по вопросам прав человека путем принятия резолюций в области прав человека.
Одной из основных функций Генеральной Ассамблеи является организация и разработка рекомендаций по изучению прав человека в целях содействия осуществлению прав человека и основных свобод без дискриминации по признаку расы, пола, языка и религии.
Генеральная Ассамблея принимает конвенции, декларации и различные резолюции по правам человека, принимает и рассматривает доклады органов ООН.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) обеспечивает соблюдение и уважение основных прав и свобод человека.
Экономический и Социальный Совет может выносить рекомендации и создавать вспомогательные органы - комитеты и комиссии для поощрения и уважения основных прав и свобод человека.
Совет по правам человека был учрежден резолюцией 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН 5 марта 2006 года для обсуждения инцидентов и практики, связанных с грубыми и систематическими нарушениями прав человека. На основании этой резолюции Совет проводит Универсальный периодический обзор выполнения обязанностей каждого государства в области прав человека, обеспечивая тем самым универсальный и равный режим для всех государств. Другими словами, все страны каждые четыре года представляют Совету свои национальные доклады по всем аспектам прав человека в рамках Универсального периодического обзора.
Совет должен без различия, справедливости и равенства оказывать содействие в поощрении и защите прав человека и основных свобод для всех, рассматривать случаи нарушений прав человека и выносить свои рекомендации.
Совет устанавливает определенную процедуру рассмотрения на систематические и достоверно подтверждённые случаи грубого нарушения прав человека.
Советом ООН назначается Специальный докладчик, который является независимым экспертом по правам человека, назначенным для изучения и представления докладов по конкретной стране или ситуации в конкретной стране. На сегодняшний день в системе ООН работают 44 специальных докладчика, специализирующихся в различных областях прав человека.
Комиссия по положению женщин представляет Экономическому и Социальному Совету рекомендации и доклады о поощрении прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной и образовательной сферах, а также в области прав женщин. Осуществляет подготовку рекомендаций и предложений для принятия мер по наиболее важным вопросам.
«ООН – женщины» - это организация ООН, которая занимается продвижением гендерного равенства и расширением прав и возможностей женщин. «ООН Женщины» была создана во всем мире для удовлетворения их потребностей. Эта структура помогает государствам-членам ООН достичь гендерного равенства в соответствии с международными стандартами и сотрудничает с правительствами и институтами гражданского общества в разработке законов, политики и программ по правам женщин.
Верховный комиссар по правам человека несет основную ответственность за работу ООН под руководством Генерального секретаря. В качестве Верховного комиссара Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и Совет по правам человека руководствуются общими полномочиями, задачами и решениями Совета. Верховный комиссар принимает активное участие в глобальных усилиях по решению любой проблемы в области прав человека и предотвращению нарушений прав человека.
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) следует своему плану действий по осуществлению Всеобщей декларации о защите и развитии детей.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) работает над продвижением права на участие в культурной жизни. ЮНЕСКО последовательно осуществляет программы по борьбе с неграмотностью в образовании, что является одним из ключевых направлений ее деятельности.
Международная организация труда (МОТ) разрабатывает международные меры и программы для улучшения условий труда и жизни, а также для расширения возможностей трудоустройства. Конвенции и рекомендации МОТ, в свою очередь, предназначены для государств-членов, что отражает их готовность включить национальное законодательство, касающееся МОТ.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) является основной специализированной организацией по поощрению и защите прав человека на здоровье.
В системе ООН по правам человека конвенции (договоры) о правах человека основаны на отдельных договорах по правам человека и контролируют выполнение конкретных договорных положений их государствами-членами. В частности, Республика Узбекистан сотрудничает со следующими комитетами для выполнения своих обязательств:
Комитет по правам человека - Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП);
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП);
Комитет по ликвидации расовой дискриминации - в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД);
Комитет против пыток - по Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)
Комитет по правам ребенка - Конвенция о правах ребенка (КПР).
Основная задача комитетов заключается в рассмотрении докладов государств-членов о законодательных, судебных, административных или других мерах по осуществлению Пакта и конвенций. Все государства-члены обязаны представлять свои отчеты комитетам о степени, в которой предоставляются их права.
Региональный механизм защиты прав человека
Помимо безопасности, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) также работает над защитой прав человека. Она стремится признать и реализовать принципы, изложенные в документах ООН по правам человека и защите. Его сотрудничество с ООН помогает расширить сферу правозащитной деятельности.
Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ следит за выборами и способствует формированию национальных избирательных органов, содействует развитию технической помощи национальным правозащитным учреждениям, а также содействует созданию неправительственных организаций и гражданского общества в различных странах.
Институт Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств также играет важную роль в предотвращении и разрешении конфликтов. Верховный комиссар принимает меры для анализа и разрешения споров в кратчайшие возможные сроки. Призывает конфликтующие стороны избегать конфликтов посредством консультаций.
На ежегодных сессиях Парламентской ассамблеи ОБСЕ разрабатываются вопросы, связанные с деятельностью организации, и разрабатываются декларации, рекомендации и предложения по укреплению безопасности и сотрудничества в регионе.
Организация исламского сотрудничества (ОИК) является крупнейшей международной организацией с мусульманским большинством в мире. Независимая постоянная комиссия по правам человека (НПКПЧ) была создана в 2011 году как специализированный орган по правам человека.
Независимая постоянная комиссия по правам человека поддерживает усилия государств-членов ОИК по совершенствованию законодательства, направленного на укрепление прав женщин, молодежи и нуждающихся. В этой связи особое внимание уделяется вопросам обеспечения экономических, социальных, политических, культурных и образовательных прав, а также ликвидации всех форм насилия и дискриминации.
Национальный механизм защиты прав человека
За годы независимости в стране создана система государственных органов, занимающихся защитой прав человека. В дополнение к традиционным судебным и правоохранительным органам система также учредила неправительственные правозащитные органы, включая национальные правозащитные учреждения и неправительственные организации.
Защита прав человека через судебные органы Республики Узбекистан является неотъемлемой частью механизма защиты прав и свобод человека. Суд является наиболее важным инструментом в системе восстановления нарушенных прав и свобод человека. Гарантируется судебная защита прав и свобод каждого человека и право на обжалование неправомерных действий государственных органов, должностных лиц и общественных объединений. Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий и других общественных объединений.
Правоохранительная система страны, как традиционная система государственной власти, играет важную роль в защите прав и свобод человека.
В частности, органы прокуратуры Республики Узбекистан занимают одно из важнейших и значимых постов в правоохранительных органах, в том числе в системе защиты прав человека. Генеральная прокуратура, государственный орган, контролирующий правопорядок, не только выполняет функции по укреплению власти, но и выполняет важную социальную функцию по защите конституционных прав и свобод отдельных лиц и граждан. Это защита конституционных прав граждан от незаконных действий или бездействия должностных лиц государственных органов, в процессе формирования правопорядка в Узбекистане.
Органы внутренних дел Республики Узбекистан входят в систему правоохранительных органов. Основными задачами правоохранительных органов являются защита конституционного порядка, общественного порядка и безопасности, защита имущества, прав и свобод граждан и предприятий, учреждений и организаций от любых уголовных и других видов преступлений. Также в основные задачи и функции органов внутренних дел входят; предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений, обеспечение безопасности дорожного движения, всемирное содействие искоренению причин и условий порождающих иные правонарушения, организация и проведение работы по исправлению и перевоспитанию осужденных, их трудовому использованию.
Министерство юстиции работает над обеспечением реализации законов, направленных на либерализацию общественной и политической жизни, государственного устройства, в том числе судебной системы, защиты прав и свобод человека. При непосредственном участии Министерства созданы эффективные механизмы защиты прав человека, законных интересов предпринимателей и частных собственников, внедрена система постоянного анализа и мониторинга правоприменительной практики и выработки обоснованных предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Институт защиты интересов играет важную роль в защите прав человека. Расширение мандата Института адвокатуры свидетельствует о дальнейшем совершенствовании недискриминационного механизма защиты человеческих интересов, прав и свобод и укреплении основ сильного гражданского общества.
В системе обеспечения прав человека в стране действуют системы Виртуальной и Народных приемных Президента Республики Узбекистан, которые стали эффективным механизмом обеспечения прав и свобод граждан путем рассмотрения публичных обращений органов государственной власти и других организаций посредством открытого общения между государственными органами и общественностью.
Приемные Премьер-министра Республики Узбекистан играют важную роль в защите прав предпринимателей. Созданные для обеспечения соблюдения законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе иностранных инвесторов, эти приемные решают проблемы, препятствующие развитию предпринимательства и существующей бюрократической системы, включая землю и здания, банковские кредиты, получение разрешительных документов и преодоление препятствий в решении других важных вопросов.
Национальные институты по правам человека играют особую роль в национальном механизме защиты прав человека. В состав национальных учреждений входят Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман), Уполномоченный по защите прав предпринимателей (Бизнес-омбудсман) при Президенте Республики Узбекистан, а также Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека.
Неправительственные некоммерческие организации также играют важную роль в системе неправительственных правозащитных органов.
Значительно взросла роль средств массовой информации как одного из институтов гражданского общества в защите прав и свобод человека.