Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека

 

Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека

В Узбекистане вопросы поощрения, защиты и соблюдения прав человека являются одним из приоритетных направлений государственной политики. В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах реализуются целенаправленные меры в сфере обеспечения личных, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Вопрос обеспечения прав и свобод человека в стране превращается в главный критерий демократических реформ, направленных на создание благополучных и достойных условий жизни для нашего народа.

Международные стандарты по правам человека системно и поэтапно имплементируются в национальное законодательство и правоприменительную практику. В настоящее время нормы более 80 международных документов в сфере прав и свобод человека, ратифицированных Узбекистаном, находят свое отражение в национальном законодательстве.

Осуществляемые широкомасштабные реформы меняют жизнь, мировоззрение и образ жизни людей. В обществе сформирована благородная цель «Новый Узбекистан построим вместе», новая идея «Общество — инициатор реформ» все активнее входит в нашу повседневную деятельность

 

1.Прогресс в области прав человека

В обеспечении прав и свобод человека особое место занимают Народные и Виртуальная приемные Президента Республики Узбекистан, а также приемные Премьер-министра по рассмотрению обращений предпринимателей.

Принят комплекс мер по дальнейшей демократизации судебно-правовой сферы, обеспечению верховенства Конституции, равенства перед законом, гуманизма, справедливости, независимости судебной власти, внедрения принципа состязательности в судебный процесс, повышения доверия населения к правосудию, расширению института «Хабеас корпус», усилению судебного надзора за следствием.

Существенно расширяются полномочия адвокатов в обеспечении прав и свобод человека, досудебном урегулировании споров и примирении сторон.

Для обеспечения справедливости, открытости и прозрачности при рассмотрении дел в судах внедрена система «Электронное правосудие». Приняты меры по расширению системы оказания бесплатной юридической помощи населению, возможностей правовой информационной системы «Advice.uz», а также поддержки негосударственной некоммерческой организации «Мадад», предоставляющей гражданам бесплатные юридические консультации.

Совершенствуется и все более адаптируется к принципу гуманизма административное, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Внедрена совершенно новая система помилования и освобождения лиц от наказания под поручительство общественных объединений. Закрытие специализированной колонии по исполнению наказаний, расположенной в поселке Жаслык Республики Каракалпакстан, стало важным гуманным событием. В результате принимаемых мер число осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, уменьшилось в 2,5 раза.

Узбекистан активно участвует во Всемирной программе Организации Объединенных Наций (далее — ООН) в сфере обучения правам человека. Реализуются широкомасштабные меры по исполнению Концепции повышения правовой культуры в обществе и Национальной программы действий по реализации положений Декларации по образованию и воспитанию в области прав человека ООН. Государственные органы, институты гражданского общества, средства массовой информации, образовательные учреждения широко вовлечены в процесс популяризации среди населения общечеловеческих ценностей, принципов уважения и соблюдения прав человека, а также обеспечения доступа граждан к правовой информации.

В обеспечении политических прав и свобод граждан, свободы мысли, слова и убеждений большое значение имеют широкомасштабные кардинальные преобразования в общественном и государственном управлении. Укрепляются эффективные механизмы парламентского и общественного контроля. Существенно усилена ответственность Кабинета Министров перед парламентом. Развиваются системы «Электронный парламент» и «Электронное правительство», принимаются меры по расширению видов, повышению возможностей, качества и оперативности государственных услуг.

Реализуются организационно-правовые меры по усилению роли парламента, институтов гражданского общества, средств массовой информации, а также внедрению принципов «Народ является единственным источником и автором законов» и «Все важные решения принимаются на основе непосредственного диалога с народом, с учетом мнения общественности».

Введение практики утверждения палатами Олий Мажлиса докладов о состоянии прав человека в стране, национальных планов действий («дорожных карт») по развитию сотрудничества с международными и региональными механизмами обеспечения прав человека явилось новым важным шагом в законотворчестве.

В Узбекистане реализуются системные меры по дальнейшему укреплению и развитию национальных механизмов соблюдения и защиты прав человека.

В корне усовершенствована деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) и Национального центра Республики Узбекистан по правам человека. Введены должности Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан.

Создана уникальная система обеспечения социальных и культурных прав граждан. Реализуется свыше 20 государственных социальных программ и концепций, таких как «Обод кишлок», «Обод махалла», «Yoshlar — kelajagimiz», «Пять инициатив». В рамках Целей устойчивого развития ООН принимаются меры, направленные на реализацию национальных целей, достижение уровня государств с высоким индексом человеческого развития (интеллектуального потенциала, грамотности, средней продолжительности жизни), обеспечение широкого внедрения инноваций в социальную сферу.

В сфере образования и воспитания осуществляются широкомасштабные коренные преобразования. Внедряется в жизнь Концепция развития системы дошкольного образования, предусматривающая охват к 2025 году дошкольным образованием 74,5 процента детей в возрасте 3 — 7 лет. Восстановлена система 11-летнего школьного образования. Увеличивается количество государственных, негосударственных и зарубежных высших образовательных учреждений.

Повышается авторитет узбекского языка в социальной жизни нашего народа, на международном уровне реализуются меры на основе принципа «От национального возрождения к национальному прогрессу».

В результате реформ в сфере здравоохранения повышена доступность получения населением качественных медико-санитарных услуг. А самое главное, средняя продолжительность жизни в стране увеличилась с 67,2 года в 1990 году до 74,6 года в 2020 году, в полтора раза сократилась материнская смертность, детская смертность — в четыре раза.

Узбекистан присоединился к Парижскому соглашению по изменению климата, в стране реализуется Концепция развития экологического образования.

В корне пересмотрена работа по защите прав и законных интересов малообеспеченных семей, лиц с инвалидностью, трудовых мигрантов, детей, молодежи, женщин, пожилых людей, а также по укреплению института семьи. Принята Концепция укрепления института семьи, в содержании которой предусмотрены механизмы разрешения семейных конфликтов, вопросы защиты прав женщин и ребенка.

С целью обеспечения гендерного равенства принят ряд законодательных актов. В их числе принятые в 2019 году законы «О защите женщин от притеснения и насилия» и «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин». Для женщин организовано 197 центров реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от насилия, и предупреждения суицида, создано более 200 инновационных школ по подготовке молодежи к семейной жизни. Установлен минимальный возраст заключения брака для мужчин и женщин — восемнадцать лет.

С целью реализации международных избирательных стандартов принят Избирательный кодекс Республики Узбекистан, на основе которого на выборах, состоявшихся 22 декабря 2019 года под девизом «Новый Узбекистан — новые выборы», впервые приняли участие 5 политических партий. Для наблюдения за открытым проведением выборов на основе международных стандартов участвовали 825 наблюдателей из около 50 государств и 10 международных организаций, в том числе впервые полномасштабная миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Решена проблема около 50 тысяч соотечественников, на протяжении долгого время проживающих в стране, не имея статуса гражданина Республики Узбекистан, приняты законные меры по их признанию в качестве граждан Республики Узбекистан. Проведена работа по переходу от системы прописки к системе регистрации уведомительного характера.

Все экономические и социальные программы, инвестиционные проекты, принимаемые по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, направлены на создание новых рабочих мест, а также защиту прав и интересов трудовых мигрантов. Образованы Фонд содействия занятости, Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.

Продолжение реализации широкомасштабных социально-экономических реформ по коренному улучшению жизни народа, повышению благосостояния и усилению социальной защиты населения на основе принципа «Интересы человека — превыше всего» остается одной из главных задач органов государственной власти.

В Узбекистане проводятся широкомасштабные меры в области обеспечения права на свободу совести. На сегодняшний день в стране ведут свою деятельность 2277 религиозных организаций 16 конфессий. Уделяется особое внимание реализации идеи «Просвещение против невежества», развитию системы религиозного образования и просвещения, подготовке работников сферы религии.

Узбекистан поднимается на новый этап своего развития в качестве субъекта международного права, выходит на арену в качестве активного участника международного нормотворчества и инициатора новых международных договоров.

В целях улучшения позиций в экономических и политико-правовых рейтингах и индексах, а также дальнейшего повышения авторитета нашей страны на международной арене на системной основе развиваются тесные партнерские отношения с зарубежными рейтинговыми агентствами. Образован Республиканский совет по координации работы с приоритетными международными рейтингами и индексами.

На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Узбекистана принята Резолюция «Просвещение и религиозная толерантность». Узбекистан инициировал разработку Международной конвенции о правах молодежи ООН.

Последовательно развивается сотрудничество с уставными органами и договорными комитетами, а также институтом специальных докладчиков по правам человека ООН. В частности, реализуются необходимые меры по выполнению рекомендаций Верховного комиссара по правам человека, специальных докладчиков по вопросам религии и свободы убеждений, а также независимости судей и адвокатов Совета по правам человека ООН, посетивших нашу страну.

Выполнение Узбекистаном международных обязательств в рамках конвенций Международной организации труда, а также рекомендаций по итогам мониторинга хлопкоуборочной кампании, предоставленных данной организацией, в частности реализация Страновой программы по достойному труду на 2017 — 2020 годы положительно оценены международными партнерами.

Впервые с момента создания ООН на азиатском континенте организован Азиатский форум по правам человека, прошедший в городе Самарканде. На данном Форуме принята Самаркандская декларация по правам человека, утвержденная в качестве одного из основных документов 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Парламент Узбекистана утвердил «Дорожную карту» по реализации «самаркандского духа» в области прав человека.

В 2019 году в городе Ташкенте проведен VI Ежегодный семинар Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества, по итогам которого принята Ташкентская декларация о правах молодежи.

 

2. Недостатки в области прав человека

Результаты изучения фактического положения в области прав человека в стране, а также системный анализ рекомендаций договорных органов, специальных докладчиков ООН, посетивших Узбекистан, а также рекомендаций, представленных в рамках Универсального периодического обзора и других международных механизмов, показывают, что в целях обеспечения эффективной защиты прав, свобод и законных интересов человека требуется дальнейшее углубление и последовательное продолжение демократических реформ в данной сфере.

Во-первых, необходимо устранение правовых пробелов в урегулировании механизмов обеспечения деятельности по защите прав и законных интересов человека, а также имплементации международных стандартов по правам человека в законодательство и правоприменительную деятельность.

Во-вторых, не разработаны конкретные механизмы осуществления взаимодействия органов государственного управления и институтов гражданского общества в области прав человека. Также требуется дальнейшее совершенствование системы обеспечения парламентского и общественного контроля за выполнением международных обязательств Узбекистана в области прав человека на должном уровне.

В-третьих, требуется установление конкретного порядка правового регулирования деятельности органов государственной власти и управления в области прав человека, разработки и реализации необходимых программных документов в данной области.

В-четвертых, необходимо дальнейшее расширение практики применения судами и правоохранительными органами норм международных договоров по правам человека, совершенствование системы мониторинга соблюдения прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также разработка конкретных механизмов выполнения решений по рассмотрению сообщений договорных комитетов.

В-пятых, требуется усиление гарантий обеспечения личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека, в том числе усиление ответственности за нарушение данных прав.

В-шестых, необходима системная организация работы по повышению квалификации работников судов, правоохранительных и других государственных органов для формирования чувства уважения к правам и свободам человека в обществе, полноценного выполнения рекомендаций международных и региональных механизмов.

В связи с этим особое значение приобретает реализация Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека (далее — Национальная стратегия), предусматривающей следующие цель, задачи и основные направления.

 

3. Цель и задачи Национальной стратегии

Цель Национальной стратегии — определение основных задач и направлений реализации последовательно проводимой государственной политики по обеспечению прав и свобод человека в Узбекистане.

Основными задачами Национальной стратегии являются:

1) совершенствование законодательства с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития страны, общепризнанных международных стандартов, обязательств Республики Узбекистан в области прав человека, рекомендаций уставных органов и договорных комитетов ООН;

2) повышение роли парламента и институтов гражданского общества в достижении Узбекистаном Целей устойчивого развития на период до 2030 года, укрепление верховенства закона, приведение национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие с международными обязательствами по правам человека;

3) обеспечение вхождения Узбекистана в ряд 50 ведущих стран мира по международным рейтингам и индексам в сфере прав и свобод человека (верховенство закона, качество нормотворчества, эффективность деятельности правительства, свобода слова и информации, противодействие преступности и коррупции, условия ведения бизнеса, глобальная конкурентоспособность, инновационное развитие и другие);

4) в целях искоренения нарушений прав человека обеспечение независимости судебной власти, совершенствование деятельности органов прокуратуры и укрепление полномочий системы правосудия, а также создание широких условий для деятельности национальных институтов по защите прав человека, дальнейшее развитие национальной системы мониторинга и оценки государственной политики в области прав человека, повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование культуры соблюдения прав человека в обществе;

5) повышение открытости деятельности и эффективности взаимодействия органов государственной власти и управления, институтов гражданского общества, средств массовой информации и частного сектора в защите личных, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также совершенствование практики проведения консультаций с институтами гражданского общества в законотворческом процессе;

6) предупреждение преступности, особенно торговли людьми, коррупции, пыток, организованной и транснациональной преступности и противодействие данным порокам, а также обеспечение правосудия и соблюдения прав человека в системе мест содержания задержанных, заключенных под стражу и осужденных;

7) обеспечение защиты прав лиц с ограниченными возможностями и категорий малообеспеченного населения в соответствии с принципом Целей устойчивого развития ООН «никого не оставлять позади», повышение качества социальной поддержки и оказания услуг лицам, нуждающимся в особой защите государства и общества, в том числе лиц, не являющихся гражданами Республики Узбекистан;

8) дальнейшее совершенствование правоприменительной практики в области свободы вероисповедания, слова, мнения, доступа к информации, недопущения дискриминации, обеспечения гендерного равенства, равной всеобщей доступности получения качественного образования и медицинских услуг, социальной интеграции престарелых, защиты прав ребенка, молодежи, женщин, лиц с инвалидностью и мигрантов;

9) защита института семьи, материнства, отцовства и детства, предупреждение насилия в семье, повышение уровня правовых, социально-экономических и других аспектов поддержки противодействия ему;

10) обеспечение экономических прав личности, развитие связи частной собственности и государственно-частного партнерства;

11) повышение качества и охвата образованием на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение инклюзивности и всеобщей доступности системы обучения;

12) улучшение качества и адресности информационно-просветительской деятельности в области прав человека;

13) гармонизация межгосударственных отношений, взаимного сотрудничества с международными организациями, внедрение инновационных принципов с целью качественного и своевременного выполнения рекомендаций международных договорных органов по правам человека;

14) реализация мер, направленных на обеспечение избрания Республики Узбекистан в члены Совета по правам человека ООН.

 

4. Основные направления реализации Национальной стратегии

  1. Приоритетные направления в сфере защиты личных и политических прав:

повышение ответственности государственных органов и должностных лиц за выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров по личным и политическим правам;

широкое применение судами и правоохранительными органами принципов, норм международного права и международных договоров Республики Узбекистан, создание эффективного механизма реализации принципа верховенства международного права;

с целью обеспечения независимости и беспристрастности судов формирование правовых основ деятельности органов судейского сообщества, а также повышение роли судебной власти в обеспечении прав, свобод и законных интересов человека путем дальнейшего совершенствования института «Хабеас корпус»;

полное внедрение принципов равноправия и состязательности в судебный процесс, превращение адвокатуры в независимый и надежный правозащитный институт, повышение качества квалифицированной юридической помощи и престижа профессии адвоката, совершенствование системы подготовки юристов, специализирующихся в области прав человека;

совершенствование механизма обеспечения прав и безопасности потерпевших и свидетелей в уголовном процессе, в том числе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей;

внедрение форм деятельности органов прокуратуры, соответствующих международным стандартам, обеспечение открытости и подотчетности перед обществом деятельности прокуратуры, усиление роли коллегиальных органов в управлении системой прокуратуры;

обеспечение защиты граждан от любых проявлений неравенства, представителей уязвимых слоев населения — от дискриминации;

дальнейшее совершенствование механизма обеспечения права на неприкосновенность личной жизни, а также права на защиту персональных данных;

совершенствование механизма обеспечения всех условий для развития языков и культур всех наций и народностей, проживающих в Республике Узбекистан;

совершенствование системы оказания бесплатной юридической помощи, внедрение институтов правосудия, предусматривающих особое отношение к несовершеннолетним, наиболее эффективное внедрение в практику и законодательство принципа первоочередного обеспечения интересов ребенка;

совершенствование системы противодействия торговле людьми, формирование комплексного подхода к выявлению причин и условий, способствующих детской и женской проституции и порнографии, а также дальнейшее совершенствование механизма идентификации и реабилитации жертв торговли людьми в соответствии с международными стандартами;

повышение общественно-политической активности, электоральной культуры населения, дальнейшее совершенствование системы организации и проведения выборов с учетом международных стандартов по демократическим, справедливым и свободным выборам, усиление ответственности за нарушение актов законодательства по организации и проведению выборов или референдума;

повышение роли и участия Конституционного суда Республики Узбекистан в обеспечении международных стандартов по правам и свободам человека, внедрении института конституционных жалоб физических и юридических лиц;

усиление роли парламента в системе государственной власти, дальнейшее расширение полномочий парламента в решении наиболее важных задач внутренней и внешней политики страны, а также осуществлении парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти, совершенствование законотворческой деятельности парламента, в частности отказ от отсылочных норм закона с расширением практики принятия норм закона прямого регулирования;

дальнейшее усиление роли политических партий, институтов гражданского общества и средств массовой информации в защите прав, свобод и законных интересов человека;

активизация и поддержка институтов гражданского общества в области прав человека.

  1. Приоритетные направления защиты экономических, социальных и культурных прав, а также в области устойчивого развития:

разработка и претворение в жизнь Программы сокращения бедности в качестве эффективного фактора обеспечения экономических и социальных прав;

совершенствование эффективных механизмов обеспечения гарантий неприкосновенности частной собственности, защита экономических прав и законных интересов физических и юридических лиц, особенно предпринимателей, а также совершенствование законодательства о дальнейшем расширении участия предпринимательских структур в области прав человека;

достижение уровня развитых стран по эффективности, всеобщей доступности и инклюзивности системы здравоохранения, расширение масштаба услуг здравоохранения, а также обеспечение защиты прав пациентов в соответствии с международными стандартами, доступа к безопасным, эффективным, высококачественным, недорогим лекарственным средствам и вакцинам;

защита репродуктивных прав и предупреждение распространения СПИДа, расширение доступности для женщин и мужчин услуг планирования семьи, введение учебных курсов по вопросам репродуктивного здоровья и полового воспитания;

совершенствование организационно-правовых механизмов защиты прав работников, в частности государственных служащих, медицинских работников, педагогов от работ, не предусмотренных в их трудовых договорах, всех форм принудительного труда;

защита прав трудовых мигрантов и членов их семей, имплементация в национальное законодательство рекомендаций по усилению гарантий защиты трудовых прав договорных органов ООН и Международной организации труда;

совершенствование политики обеспечения равного представительства женщин в государственных органах, негосударственных и частных организациях, особенно на высоких должностях, связанных с принятием решений, реализация мер, направленных на изменение в сознании общественности понятий о роли мужчин и женщин;

разработка Концепции социальной защиты населения, а также создание целостной системы работы с престарелыми, одинокими престарелыми, их социальной поддержки, принятие актов законодательства о социальном страховании;

разработка отдельной программы по социальной адаптации молодых людей, получивших воспитание в домах «Мехрибонлик», в частности по обеспечению их работой и жильем, а также совершенствование организационно-правовой системы, предусматривающей стимулирование родителей-усыновителей путем предоставления им материальных и социальных льгот;

разработка концепции «Молодежь Узбекистана-2025» с определением в ней практических мер по привлечению молодежи к общественно-политической жизни, воспитанию гармоничного духовно и физически развитого поколения;

совершенствование механизма обеспечения права граждан на получение пенсии, в том числе перевода данной системы в электронную форму;

дальнейшее развитие системы дошкольного образования (обеспечение к 2025 году охвата дошкольным образованием 74,5 процента детей в возрасте 3 — 7 лет, а также 100 процентов — в возрасте 6 лет), развитие системы дошкольного образования и воспитания, обеспечивающей интеллектуальное развитие, уход за детьми и их оздоровление;

поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни, поднятие начального и общего среднего образования на качественно новый уровень, обеспечение всеобщей доступности среднего специального, высшего, профессионального и дополнительного образования, а также расширение охвата молодежи высшим образованием, увеличение квот на обучение в высших образовательных учреждениях на основе государственного гранта;

обеспечение всеобщего доступа к чистой питьевой воде, усиление пропаганды рационального использования водных ресурсов, расширение участия институтов гражданского общества в улучшении водного хозяйства и его санитарного состояния;

обеспечение последовательного роста показателей урбанизации, развитие городов республики по модели современных мегаполисов мира с сохранением их исторических ценностей и уникальности, претворение в жизнь концепции «умных и безопасных городов», усиление действий по охране объектов культурного и природного наследия;

с целью обеспечения права населения на проживание в благоприятной природной среде охрана и эффективное использование земли, воды, леса, богатств недр земли, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, противодействие опустыниванию, прекращение процессов деградации земель и утраты биологического разнообразия.

  1. Приоритетные направления совершенствования механизмов имплементации международных стандартов в области прав человека в законодательство и правоприменительную практику, а также их мониторинга:

повышение информированности населения, а также представителей государственных органов о содержании международных договоров, ратифицированных Узбекистаном;

совершенствование процессуального порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях, широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в данную систему;

укрепление правовых основ Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан с целью установления тесного взаимного сотрудничества государства и общества;

дальнейшее совершенствование правовых основ деятельности национальных институтов по правам человека, национального превентивного механизма по предотвращению пыток, предупреждение нарушений прав человека в местах лишения свободы и других закрытых учреждениях;

совершенствование правового статуса и деятельности Уполномоченного по правам ребенка;

обеспечение прав ребенка на проживание и воспитание в семье путем реформирования системы опеки и попечительства, усиление социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имплементация положений международных стандартов по правам ребенка и обеспечение эффективного парламентского и общественного контроля за правоприменительной практикой в данной сфере;

защита прав лиц с инвалидностью и осуществление системного мониторинга за их соблюдением.

  1. Приоритетные направления по повышению правовой грамотности в области прав человека, в том числе эффективной организации распространения информации и образовательной деятельности в данном направлении:

развитие системы непрерывного образования по правам человека и гендерным вопросам, внедрение современных методов формирования уважения к закону в обществе;

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации профессиональных журналистов в области прав человека, а также правовых и организационных основ журналистского расследования;

внедрение учебных курсов «Права человека», «Права женщин», «Права ребенка» в высших образовательных учреждениях и учебных центрах переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе судей и сотрудников правоохранительных органов, а также дошкольных и общеобразовательных учреждениях, академических лицеях и колледжах;

расширение фундаментальных и инновационных исследований, научного потенциала, повышение эффективности научных исследований и разработок научно-исследовательских учреждений в области прав человека, обеспечение их интеграции с международными исследованиями в данной области, широкое внедрение в практику полученных результатов;

дальнейшее усиление деятельности средств массовой информации по распространению информации в области прав человека, усиление гарантий прав журналистов и блогеров на доступ и распространение информации.

  1. Приоритетные направления по развитию сотрудничества с международными и региональными структурами в сфере защиты прав человека, национальными институтами по правам человека зарубежных стран:

дальнейшее развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с органами ООН, Европейского Союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Содружества Независимых Государств и других организаций по защите и соблюдению прав человека, реализации Целей устойчивого развития ООН;

рассмотрение вопросов присоединения Узбекистана к международным документам в области прав человека, в частности по вопросам уважения и защиты прав ребенка, женщин, лиц с инвалидностью, пожилых людей и мигрантов;

продвижение инициатив Узбекистана по принятию Международной конвенции о правах молодежи, кандидатуры Узбекистана для избрания в Совет по правам человека на 2021 — 2023 годы, а также кандидатур национальных экспертов для членства в органах по правам человека ООН;

усиление сотрудничества с зарубежными странами по вопросам прав человека, в том числе проведение диалогов по правам человека на постоянной основе;

усиление взаимовыгодных связей с международными партнерами в реализации Целей устойчивого развития ООН и по вопросам прав человека.

 

5. Механизм реализации, ведения мониторинга выполнения и финансирования Национальной стратегии

В реализации Национальной стратегии принимают участие органы государственной власти и управления, правоохранительные органы, институты гражданского общества и средства массовой информации Республики Узбекистан. Также в процессе реализации Национальной стратегии осуществляется сотрудничество с международными организациями.

Внедряется следующая система контроля качественного и эффективного выполнения Национальной стратегии:

1) Национальный центр Республика Узбекистан по правам человека в целях исполнения «Дорожной карты» по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека:

ведет регулярный мониторинг и вносит в соответствующие министерства и ведомства предложения и рекомендации о качественной и своевременной реализации мер;

на постоянной основе размещает на своем веб-сайте подробную информацию, отражающую конкретные показатели и достигнутые результаты;

ежеквартально вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан обобщенную информацию;

подготавливает, переводит на иностранные языки и публикует информационно-аналитические комментарии;

2) ответственные исполнители, определенные в «Дорожной карте» по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, до 5-го числа каждого месяца представляют в Национальный центр Республика Узбекистан по правам человека информацию о выполнении возложенных на них задач;

3) один раз в шесть месяцев на заседаниях Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан заслушивается информация министерств и ведомств о ходе реализации Национальной стратегии;

4) палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежеквартально заслушивают информацию руководителей министерств и ведомств о ходе реализации Национальной стратегии и «Дорожной карты» по ее реализации с проведением их критического обсуждения;

5) Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов ежеквартально заслушивают информацию руководителей территориальных подразделений министерств и ведомств о реализации Национальной стратегии и «Дорожной карты» по ее реализации в разрезе регионов с проведением их критического обсуждения.

Полная и системная реализация Национальной стратегии широко освещается в средствах массовой информации в рамках семинаров, конференций и иных мероприятий.

Общественность и международное сообщество на системной основе информируются о принимаемых в Узбекистане мерах по защите прав и свобод человека и их результатах.

Все меры Национальной стратегии финансируются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

В рамках сотрудничества по реализации Национальной стратегии могут привлекаться также финансовые средства, гранты международных организаций и финансовых институтов, а также иные средства, не запрещенные актами законодательства.

 

6. Результаты, ожидаемые от реализации Национальной стратегии

Предусматривается достижение следующих результатов путем реализации задач, определенных в рамках Национальной стратегии:

повышение эффективности имплементации международных стандартов по правам человека в законодательство и правоприменительную практику, а также совершенствование национального законодательства;

устранение недостатков в актах законодательства в части выполнения международных обязательств по правам человека, повышение эффективности выполнения рекомендаций международных организаций в области прав человека;

создание системы организационно-правовых и других комплексных мер, направленных на обеспечение надежной защиты прав и свобод человека, обеспечение эффективного парламентского контроля, а также контроля территориальных представительных органов и общественности за надлежащим выполнением международных обязательств;

повышение правовой грамотности населения в области прав человека, в том числе дальнейшее совершенствование распространения информации и образовательной деятельности в данном направлении, а также дальнейшее повышение культуры соблюдения прав человека в обществе;

улучшение позиций нашей страны в международных рейтингах и индексах в области прав и свобод человека путем поднятия на новый этап сотрудничества с международными и региональными структурами в области прав человека.
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech