Инфодемии возникают при появлении в цифровой и физической среде слишком большого объема информации, в том числе ложных или вводящих в заблуждение сведений. Подобные вбросы могут представлять значительную опасность для здоровья людей, которая зачастую усугубляется во время чрезвычайных ситуаций.
Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) подготовили рекомендации по борьбе с распространением опасной информации. О новом пособии рассказывает Кристиана Салви, региональный советник Европейского бюро ВОЗ (ЕРБ ВОЗ) по вопросам противодействия инфодемии.
– Что представляет собой противодействие инфодемии?
Чрезвычайные ситуации в области здравоохранения на протяжении всей истории человечества сопровождались инфодемиями, то есть избытком как правдивой, так и ложной информации, что усложняет поиск надежных рекомендаций и соблюдение соответствующих мер, направленных на защиту здоровья людей. Хотя это отнюдь не новое явление, пандемия COVID-19 создала условия сродни «идеальному шторму», в которых инфодемии могут с легкостью распространяться.
Для борьбы с этим явлением ВОЗ разработала концепцию противодействия инфодемии, которая представляет собой систематический подход к проведению необходимой подготовительной работы и последующему устранению или минимизации рисков, связанных с распространением ложной информации, а также с информационной перегрузкой или отсутствием информации во время чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения. Противодействие инфодемии – это работа над тем, чтобы каждый человек мог найти и использовать точную, актуальную и достоверную информацию для защиты своего здоровья и здоровья окружающих.
– Почему так важно бороться с ложной информацией в чрезвычайных ситуациях?
Когда происходит чрезвычайная ситуация любого рода, будь то вспышка инфекционного заболевания, стихийное бедствие или военный конфликт, люди испытывают неуверенность и страх. Именно поэтому им нужна своевременная, точная и последовательная информация и советы, чтобы разобраться в ситуации и принять взвешенное решение о рисках для здоровья и необходимых действиях. Путаница и отсутствие ясности и надежных источников информации усиливают страх и неуверенность, создавая почву для распространения ложной информации.
В недавно опубликованном докладе Всемирного экономического форума утверждается, что сфабрикованная и ложная информация является наиболее актуальной угрозой для нашего мира в краткосрочной перспективе. Ложная информация может привести к смерти людей, росту недоверия и расколу в нашем обществе. Пандемия COVID-19 продемонстрировала это со всей очевидностью. Так, по данным одного из исследований, число людей, которые могли умереть после приема гидроксихлорохина, противомалярийного препарата, который ошибочно рекламировался как лекарство от COVID-19, оценивается приблизительно в 17 000 человек. Кроме того, с появлением новых разработок в области искусственного интеллекта (ИИ) создавать и распространять ложную информацию становится все проще.
Читайте также:
Глава ООН представил идеи по борьбе с дезинформацией и языком вражды в интернете
Несмотря на то, что ложная информация всегда будет существовать в свободном обществе, мы тем не менее можем ограничить ее вред. Мы должны более эффективно предоставлять людям точную и достоверную информацию в нужное время и в нужном формате, выявлять ложную информацию на раннем этапе и при необходимости опровергать ее, а также наделять людей, подвергающихся риску, навыками оценки того, является ли та или иная информация правдивой или ложной.
– ЕРБ ВОЗ опубликовало новое практическое пособие для борьбы с ложной информацией в условиях чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения. Какие ключевые шаги представлены в этом пособии?
В пособии представлены пять ключевых шагов, предлагающих структурированный подход к борьбе с распространением ложной информации в сложных и напряженных ситуациях, таких как чрезвычайные ситуации.
Первый шаг – это выявление сигналов, для чего необходимо понять, какого рода мнения, вопросы, опасения и пробелы в медицинской информации имеются у подвергающейся риску аудитории. Это можно сделать с помощью онлайновых и офлайновых методов, таких как мониторинг социальных сетей, проведение фокус-групп и взаимодействие с населением.
Второй шаг – это проверка сигнала, которая заключается в проверке фактов, анализе достоверности источника и сравнении рассматриваемой информации с информацией из других источников на предмет точности и согласованности.
Третий шаг – это оценка риска, в ходе которой оценивается потенциальный вред ложной информации с учетом таких факторов, как достоверность источника, распространенность информации и ее влияние на здоровье населения.
Четвертый шаг – это разработка ответных мер, в ходе которой составляется план коммуникации, направленный на противодействие ложной информации и устранение рисков.
Последний шаг – это проведение разъяснительной работы, в рамках которой до сведения целевой аудитории доводятся ключевые тезисы с целью убедить ее следовать желаемым моделям поведения в отношении здоровья.
– Каким передовым опытом вы можете поделиться со специалистами-практиками, которые хотят использовать это пособие?
Пособие предлагает пользователям обширный арсенал тактических и системных подходов, которые помогут им справиться с ложной информацией; все эти подходы основаны на передовом опыте Европы и других регионов мира. Один из особенно важных практических приемов – использование нескольких источников данных для распознания ложных тезисов, циркулирующих в информационном пространстве; один лишь мониторинг социальных сетей не позволяет прийти к точным выводам.
Еще один эффективный подход – это совместная работа: недавние чрезвычайные ситуации научили нас тому, что ни одна организация не может справиться с ложной информацией в одиночку. Ученые, журналисты, специалисты по проверке фактов и общественные организации должны объединить усилия, для того чтобы справиться с этой сложной и все более остро встающей проблемой. Создание совместных платформ на региональном, национальном и местном уровнях является ключом к совместному использованию ресурсов и информационно-просветительских инициатив.
Какие три действия вы бы рекомендовали предпринять органам здравоохранения, которые сталкиваются с проблемой распространения ложной информации?
Все на самом деле сводится к трем основным действиям: слушать, понимать и взаимодействовать.
Слушать необходимо для того, чтобы больше узнать об имеющихся рисках и сложившемся контексте, прежде чем вы начнете действовать. Это предполагает использование надежных и актуальных онлайновых и офлайновых источников данных. Это основа любой деятельности по информированию о рисках, взаимодействию с населением и противодействию инфодемии в условиях чрезвычайных ситуаций.
Понимать – это значит проверять сигналы и оценивать риски. Это то, что не могут сделать за вас ни компьютеры, ни ИИ. Вам нужно отслеживать происходящие в информационном пространстве обсуждения и озвучиваемые тезисы и, опираясь на собственное мнение, решать, нужно ли вам вмешиваться, и если да, то как именно.
Взаимодействие с населением с целью опровержения ложной информации при помощи тезисов, составленных с учетом местных культурных особенностей и при уважительном отношении к ним, является ключевым фактором для повышения уровня принятия и соблюдения населением защитных мер.
Все эти мероприятия требуют значительных ресурсов, поэтому политики должны рассматривать противодействие инфодемии как выгодную инвестицию, которая будет помогать им не только во время чрезвычайных ситуаций, но и после их завершения, поскольку ложная информация по вопросам здоровья – это проблема, которая никуда не денется.
– Какую помощь ВОЗ может оказать правительствам стран и заинтересованным сторонам в Европейском регионе?
В связи с пандемией вопросы противодействия инфодемии заняли важное место в повестке дня правительств стран, и за последние два года их потребности в поддержке и наращивании потенциала в данной области резко возросли. Для того чтобы обеспечить эти потребности, в Программу ЕРБ ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения был внедрен компонент противодействия инфодемии, который полностью интегрирован с деятельностью по информированию о рисках и взаимодействию с населением с целью укрепления доверия и расширения возможностей отдельных лиц и целых сообществ для принятия обоснованных решений о защите своего здоровья.
Заинтересованным сторонам из стран Европейского региона доступны различные виды поддержки. К ним относятся руководства, инструменты и ресурсы для противодействия ложной информации, такие как данное пособие; техническая помощь для создания систем анализа общественного мнения (в социальных сетях); наращивание потенциала с целью укрепления навыков государственных служащих, партнеров и общественных активистов; исследования для углубления понимания и использования ИИ; платформы для содействия оперативному сотрудничеству по вопросам противодействия инфодемии; сбор фактических данных и примеров передового опыта для обоснования политики и практики.
- Добавлено: 30.01.2024
- Просмотров: 1797
- Распечатать