Новая редакция Конституции – залог устойчивого развития Нового Узбекистана

В эти дни мы отмечаем одну из самых знаменательных и занимающих особое место в жизни государства и общества дату – День Конституции, заложившей прочный правовой фундамент независимости и суверенитета, а также определившей конечные цели реформирования, демократизации и модернизации страны.

В этом году мы впервые празднуем эту дату в условиях принятия по итогам проведенного 30 апреля 2023 года исторического всенародного референдума новой редакции Конституции Республики Узбекистан, определяющей векторы дальнейшего поступательного и устойчивого социально-экономического, политико-правового, культурно-духовного развития страны.

Что особенно важно, мы празднуем эту дату в условиях, когда отмечается повышение общественной активности населения, глубокие и качественные изменения в политическом и правовом сознании людей, чувства их сопричастности ко всему, что происходит в стране и вокруг нее, что является определяющим фактором достижений страны на современном этапе. Ибо, на основе свыше 220 тысяч предложений нашего народа текст Основного закона страны был обновлен на 65% и в новой редакции Конституции Узбекистана число статей увеличилось с 128 до 155, норм – с 275 до 434.

Это дает также возможность заявить о принятии конституционных норм, характеризующих Новый Узбекистан. Они основаны на идеях приверженности нашего народа правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, построения суверенного, демократического, правового, социального и светского государства с республиканской формой правления, открытого и справедливого гражданского общества, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство.

При выработке новой редакции Конституции основным ориентиром для нас была конечная цель конституционных реформ – обеспечение достойной жизни граждан, межнационального и межконфессионального согласия, благополучия и процветания многонационального Узбекистана. Учитывали также исторический опыт развития нашей государственности, богатое научное, культурное и духовное наследие великих предков, внесших бесценный вклад в мировую цивилизацию. Исходили из необходимости оберегать бесценные природные богатства страны и сохранять здоровую окружающую среду, реализации важнейшего внешнеполитического приоритета Нового Узбекистана – укрепление и развитие дружественных отношений Узбекистана с мировым сообществом, прежде всего, с соседними государствами, на основе сотрудничества, взаимного доверия и поддержки.

При этом непреходящее значение и историческая роль новой редакции Конституции страны определяется, прежде всего, тем, что она закладывает прочный политико-правовой фундамент для создания основанных на демократических принципах новой национальной государственности и конституционного устройства, формирования политической, правовой и экономической систем.

Человеколюбие, уважение достоинств и прав человека –
основа философии новой редакции Конституции Узбекистана

Отметим, что сравнительное изучение опыта Узбекистана и зарубежных стран в сфере осуществления конституционных реформ позволяет выделить общую для них закономерность – ориентированность реформ на человека, защиту его чести и достоинства, формирование справедливого и открытого гражданского общества. При этом особая роль конституционного права заключается в закреплении статусов «триады» – личности, общества и государства, в том числе – выражении «соотношения современного государства и гражданского общества», а также определении «сфер прав, полномочий и ответственности» каждого из них. В конституционном законодательстве и конституционной практике Узбекистана отмечается изменение ранее действовавшей парадигмы «государство – общество – человек» на новую: «человек – общество – государство».

В этом плане новую редакцию Конституции Узбекистана можно юридически характеризовать как «Билль о правах человека в Узбекистане». Ибо, количество норм в области прав человека в тексте Конституции увеличилось почти в раза.

Конституция закрепила весь каталог прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека и других основополагающих международных документах в области прав человека, установила приоритет прав и свобод человека над государственными интересами, провозгласила принципы создания достойных условий жизни для людей и социальной справедливости.

Например, в новой редакции Конституции Узбекистана 11 раз упоминается «достоинство человека». Притом, как отметил Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев, «достоинство человека – это обеспечение мирной и безопасной жизни, фундаментальных прав и свобод граждан, поэтапное создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальная защита и здоровая экологическая среда для каждого жителя страны».

С учетом общепризнанных норм международного права прав человека, в Конституции закреплены:

во-первых, права и свободы человека принадлежат каждому от рождения (ст. 19), действуют непосредственно (ст. 20), причем право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека и охраняется законом (ст. 25);

во-вторых, честь и достоинство человека неприкосновенны и ничто не может быть основанием для их умаления (ст. 26). Одновременно устанавливается также, что никто не может ущемлять права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, массовых движениях, а также в представительных органах государственной власти (ст. 39);

в-третьих, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 27), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (ст. 31). При этом никто не может быть подвергнут аресту, задержанию, заключению под стражу, содержанию под стражей или иному ограничению свободы иначе как на основании закона;

в-четвертых, никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению либо наказанию (ст. 26).

Причем лицо не может быть признано виновным или подвергнуто наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него, а также устанавливаются права лиц, лишенных свободы, на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих человеческой личности (ст. 28). Одновременно соблюдение Конституции и законов, уважение прав, свобод, чести и достоинства других закрепляется в качестве обязанностей граждан (ст. 60).

В данном контексте отметим, что с древних времен мыслители Востока, наши предки считали, что общество и государство должны основываться на таких принципах, как «человеколюбие (человечность), сострадание, стремление к справедливости». Эта идея составляла основу восточной философии и религиозных учений зороастризма (авестизма), конфуцианства, индуизма, буддизма, христианства и ислама. Ибо, человек рассматривался ими как центр и высшая цель мироздания, как высшее существо, рожденное для служения природе и достижения ее цели – продолжения сотворения жизни. Другими словами, можно констатировать также, что философии новой редакции Конституции Узбекистана тоже присущи эти идеи наших предков.

Новая редакция Конституции – юридический фундамент устойчивого развития страны по пути формирования гражданского общества

Одной из закономерностей конституционного развития государств мира, также, как и Узбекистана, является формирование гражданского общества, усиление роли негосударственных некоммерческих организаций («третьего сектора»), укрепление общественного контроля, развитие социального партнёрства.

При этом термин «гражданское общество» встречается в Конституциях около 60 государств. Например, в Преамбуле Конституции Литвы закреплено стремление литовского народа «к открытому, справедливому, гармоничному гражданскому обществу и правовому государству. Часть 2 ст. 4 Конституции Болгарии закрепляет, что государство «гарантирует каждому гражданину жизнь, достоинство и права личности и создает условия для свободного развития человека и гражданского общества».

Впервые в Конституцию Узбекистана включена отдельная «Глава XIII. Институты гражданского общества». В статьях 69-70 раскрывается определение данного термина, включающего в себя общественные объединения – профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов, молодежи и лиц с инвалидностью, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, а также другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации, образующих основу гражданского общества.

В статье 72 закрепляется обязательства государства обеспечивать соблюдение прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, создавать им равные правовые возможности для участия в жизни общества. При этом также закрепляется, что «вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность негосударственных некоммерческих организаций, а также вмешательство негосударственных некоммерческих организаций в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается».

Нормы Конституции, направленные на повышение роли институтов гражданского общества и укрепление общественного контроля, устанавливают:

во-первых, государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду (ст. 49). Данная норма, расширяя общественный контроль, усиливает конституционные гарантии сохранения благоприятной и экологически чистой территории для населения и будущих поколений, надежной защиты здоровья населения, обеспечения благоприятной среды для его проживания и развития;

во-вторых, граждане и институты гражданского общества осуществляют общественный контроль за формированием и исполнением Государственного бюджета Узбекистана. Порядок и формы участия граждан и институтов гражданского общества в бюджетном процессе устанавливаются законом (ст. 148). Эти положения способствуют также дальнейшему обеспечению конституционных прав граждан на участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 36).

Кроме того, в статье 56 Конституции закреплено, что национальные институты по правам человека дополняют существующие формы и средства защиты прав и свобод человека, содействуют развитию гражданского общества и повышению культуры прав человека. Другими словами, благодаря этим нововведениям у гражданского общества в Узбекистане есть надежная правовая основа для эффективной и свободной деятельности.

Одним словом, Конституция значительно укрепила правовую базу для формирования и развития многообразных институтов гражданского общества, свободной деятельности политических партий, формирования и развития многопартийной системы, закрепила гарантии свободы выбора и волеизъявления людей, права каждого избирать и быть избранным в представительные органы власти, участия граждан в управлении делами государства и общества.

Одновременно, эти нормы также способствуют дальнейшей имплементации в Конституцию, законы и правоприменительную практику страны основных положений Повестки дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года и глобальных Целей устойчивого развития (ЦУР). В ней, в частности, подчеркнуто, что «сильное и активное гражданское общество является необходимым условием устойчивого развития, мира, безопасности и стабильности. Поскольку гражданское общество было ключевым участником разработки ЦУР, делясь своим опытом и взаимодействуя с лицами, принимающими решения, на разных уровнях и на всех этапах процесса, то теперь оно также должно играть центральную роль в достижении ЦУР, создании мирного, процветающего, устойчиво развивающегося и демократического общества, защите достоинства, прав, свобод и законных интересов человека».

Таким образом, указанные выше новеллы Конституции способствуют достижению ЦУР № 11 («устойчивые города и населенные пункты») и ЦУР № 16 («мир, правосудие и эффективные институты»).

В качестве еще одного примера отметим, что реализации задач ЦУР № 10 «уменьшение неравенства» служат следующие нормы Конституции:

во-первых, в ст. 37 предусмотрено, что «граждане Республики Узбекистан имеют равные права на доступ к государственной службе». Равенство в поступлении на государственную службу – это создание равных возможностей для всех граждан. Это реализуется путем гарантирования кандидатам равенства их прав при поступлении на государственную службу независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, вероисповедания, личного и социального положения;

во-вторых, налоги и сборы должны быть справедливыми и не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав (ст. 63). Данная норма способствует обеспечению равенства всех налогоплательщиков перед законом, установлению принципа социальной справедливости, повышению уровня сбора налогов, дальнейшей поддержке предпринимательской деятельности.

Новая редакция Конституции – «экологическая конституция»: обеспечение гармоничного союза человека и природы

Как утверждал знаменитый английский философ Френсис Бэкон, «Природа побеждается только подчинением ей», что означает важность сохранения гармонии между человеком и природой. Этот принцип, соответствующий учениям многих мыслителей древности и современности, составляет важнейшую часть и необходимое условие устойчивого социального, экономического и экологического развития человека, общества и государства.

В настоящее время развитые государства, учитывая глобальные климатические изменения, вводят в свои конституции специальные экологические разделы. В частности, в конституциях закрепляются общепризнанные принципы экологического права, которые должны соответствовать потребностям взаимодействия общества и природы. Это:

во-первых, объективная обусловленность: правовой принцип только тогда можно признать верным, когда он соответствует природе, истории и обществу;

во-вторых, историческая обусловленность: с изменением государственной политики и государственного строя меняются принципы правового регулирования. Если ранее земля и природные объекты находились в исключительной собственности государства, то в последующем они могут находиться в частной собственности граждан, т. е. принцип исключительной государственной монополии на природные объекты будет изменен;

в-третьих, системность: классификация всех принципов экологического права на общеправовые (конституционные) принципы, принципы общей части и принципы особенной части экологического права.

В новой редакции Конституции Узбекистана усилены нормы в этой сфере, предусматривающие:

с одной стороны, дальнейшее конституционное развитие страны по пути приумножения и сбережения для нынешнего и будущих поколений бесценных природных богатств страны и здоровую окружающую среду (Преамбула), а также реализацию единой государственной политики в области охраны окружающей среды, сохранения природного богатства и биологического разнообразия, борьбы с изменением климата, эпидемиями, пандемиями, смягчения их последствий (п.4, ст. 115);

а с другой – закрепление прав каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Также закреплены обязанности государства в сфере реализации мер в соответствии с принципом устойчивого развития по улучшению, восстановлению и охране окружающей среды, сохранению экологического равновесия, а также охране и восстановлению экологической системы, социальному и экономическому развитию региона Приаралья (ст. 49).

Глобальная экологическая проблема, возникшая в регионе Приаралья, оказывает негативное воздействие на образ жизни свыше 50 млн жителей региона. Поэтому в Узбекистане уделяется особое внимание устранению последствий проблемы Арала. В частности, создается новое «зеленое пространство» на 2,5 млн гектарах дна Аральского моря. Кроме того, в связи со сложной экологической ситуацией в Арале и регионе Приаралья реализуются масштабные проекты, направленные на сохранение генофонда населения, улучшение его здоровья и обеспечение устойчивого развития этой территории.

Данная норма создает конституционные гарантии сохранения благоприятной и экологически чистой территории для нашего населения и будущих поколений, социально-экономической поддержки населения, проживающего в регионе Приаралья, снижения безработицы, обеспечения благоприятной окружающей среды для проживания населения и развития;

во-первых, обязанности граждан бережно относиться к окружающей природной среде, а также права собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. При этом пользование имуществом не должно причинять ущерб окружающей среде, нарушать права и законные интересы других лиц, общества и государства (ст. 62);

во-вторых, возможность нахождения Земли в частной собственности на условиях и в порядке, предусмотренных законом и обеспечивающих ее рациональное использование и охрану, как общенационального богатства (ст. 68) и др.

Таким образом, эти новеллы Конституции служат также имплементации таких глобальных Целей устойчивого развития, как ЦУР №6 «чистая вода и санитария», ЦУР №13 – «борьба с изменением климата», а также ЦУР № 15 – «сохранение экосистем суши».

Новая редакция Конституции: защита имущества и частной собственности, формирование благоприятной деловой среды

Как известно из мировой практики, только в том государстве, где развито предпринимательство, гарантируется эффективная защита частной собственности и имущества – обеспечивается устойчивое развитие, конкурентоспособность государства, качественное образование, квалифицированные медицинские услуги, благополучная жизнь и уверенность людей в завтрашнем дне. История показывает, что именно активное предпринимательство и неприкосновенность частной собственности, имущества – залог прогресса страны. Именно в соблюдении данного принципа человек может свободно жить, работать и распоряжаться своим имуществом.

Как неоднократно отмечал наш Президент Ш.М.Мирзиёев, Новый Узбекистан – это государство, в котором «защитником собственности и инвестиций является не какой-либо хоким или министр, а только Конституция, закон и суд». Эта принципиальная и жизненная позиция Главы государства стала основой для выработки ряда стержневых новелл новой редакции Конституции Узбекистана. В ней значительно усилены конституционные нормы в этой сфере, предусматривающие, в частности:

во-первых, право каждого на собственность, в т.ч. на интеллектуальную собственность, которые охраняются законом (ст. 53). При этом конституционно подтверждено, что основу экономики Узбекистана составляет собственность в ее различных формах (ст. 65). Одновременно закреплены такие важнейшие принципы рыночной экономики, как неприкосновенность частной собственности, равноправие и правовая защита всех форм собственности, возможность лишения имущества собственника только в случаях и в порядке, предусмотренных законом, и на основании решения суда (ст. 65-66);

во-вторых, возможность нахождения земли в частной собственности на условиях и в порядке, предусмотренных законом и обеспечивающих ее рациональное использование и охрану, как общенационального богатства (ст. 68). На протяжении долгих лет в Узбекистане не была в полной мере внедрена частная собственность на землю. Это приводило к сдерживанию формирования слоя реальных собственников, невозможности введения земли в рыночный оборот как реального товара.

Без всякого преувеличения можно констатировать, что эти нормы способствуют развитию отношений собственности, как одно из реальных революционных изменений в новой редакции Конституции. Особое внимание в выработке новой редакции Конституции уделено вопросам формирования благоприятной деловой и инвестиционной среды (ст. 67).

Так почему государство уделяет приоритетное значение этим вопросам? Ограничимся приведением только двух примеров.

Первый пример. Значение развития частного сектора экономики в современных условиях достаточно велико. От темпов его роста во многом зависит развитие всей экономики страны. Сегодня доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП составляет 50-70%. Динамично растет его вклад также в обеспечение занятости населения – 70-80%.

Второй пример. Долгие годы в нашей стране не направлялись инвестиции в разведку новых газовых месторождений, не модернизировались электрические и газовые сети. В результате отсутствия реального учета крупные потери стали обычной практикой.

Вместе с тем за последние шесть лет население страны увеличилось на 13%, а количество промышленных предприятий удвоилось. Соответственно потребность в электроэнергии выросла минимум на 35% и продолжает расти. Для устойчивого развития экономики необходимо инвестировать в энергетику 25-30 миллиардов долларов. Этого можно добиться исключительно за счет привлечения инвестиций в данную отрасль.

Реализации поставленных задач в значительной мере способствуют такие конституционные нормы (ст. 67), как:

установление прав предпринимателей на осуществление в соответствии с законодательством любой деятельности и самостоятельный выбор ее направлений;

регулирование и ограничение монополистической деятельности законом. От любой монополизации в экономике страдают все одинаково: и клиент, и предприниматель, и государство. Поэтому и с точки зрения интересов развития экономики взятие государством на себя такой важной обязанности, отвечает интересам как предпринимателей и деловых людей, так и граждан, предоставления им свободы выбора на рынке товаров, работ и услуг, в которых есть высокая повседневная потребность, снижению стоимости и повышению их качества;

гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых средств на территории Узбекистана. Это положение ограничивает принятие впредь должностными лицами различных уровней решений, ограничивающих свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых ресурсов. Данная норма, не только устраняет самые сложные препятствия, стоящие перед предпринимателями, но и служит развитию общества и, в частности, его экономическому процветанию.

Кроме того, закреплена норма о принятии государством мер по обеспечению устойчивого экономического роста, макроэкономической стабильности, сокращению бедности, созданию достойных условий жизни для населения, обеспечению продовольственной безопасности, созданию благоприятного инвестиционного климата, комплексного и устойчивого развития территорий (п.2., ст. 115).

Новая редакция Конституции – установление принципов и норм социального государства

Как отметили выше, важнейшим вектором, показателем общественного и государственного развития Узбекистана является реализация принципов «Во имя чести и достоинства человека» и «Новый Узбекистан – социальное государство». В данном плане в ходе конституционных реформ особое внимание уделяется обеспечению устойчивого развития общества и государства, в том числе на основе принципов «солидаризма», императив правового, социального государства, реализации справедливой социальной политики, развития человеческого капитала.

Социальное государство – это государство, которое гарантирует своим гражданам определенный минимум благосостояния в условиях жесткой рыночной экономики, разных пандемий и эпидемий. Это – определенная форма организации общественного устройства, целью которого становится человек как личность, высоко развиты социально-экономические и политические отношения, что обеспечивает правовую гарантию прав и свобод граждан и совершенствование государственного строительства. То есть государство признает свою ответственность перед гражданами за предоставленные им социальные гарантии, в том числе в условиях пандемии.

При этом мировой опыт свидетельствует, что «социальное государство» не сводится к «социальному обеспечению» и требует значительно более широкого толкования, включая минимизацию социальных контрастов (имущественное неравенство, доступ к публичным благам – образованию, здравоохранению) и конфликтов (между трудом и капиталом, др.).

В качестве важнейших конституционных новелл можно указать, в частности, то, что:

во-первых, Узбекистан является социальным государством и государство защищает все социально уязвимые категории населения. При этом государство принимает меры, направленные на повышение качества жизни социально уязвимых категорий населения, создание им условий для полноценного участия в общественной и государственной жизни и расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои базовые жизненные потребности» (ст. 1 и 57);

во-вторых, каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, безработицы, а также потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях. Размеры пенсий, пособий и других видов социальной помощи, установленных законом, не могут быть ниже официально установленных минимальных потребительских расходов (ст. 46). Как известно, Узбекистан занял 21 место из 121 в глобальном индексе голода от «Global Hunger Index» (2022 г.) и соответственно, в Узбекистане наблюдается низкий уровень голода. Поэтому данная норма гарантирует в будущем на достижение еще больших результатов по данному ЦУР;

в-третьих, закреплены обязательства государства по принятию мер по обеспечению занятости граждан, защите их от безработицы, сокращению бедности, организации и поощрению профессиональной подготовки и переподготовки граждан, а также запрещению и недопущению принудительного труда и любых форм детского труда (ст. 43-44);

в-четвертых, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть лишен своего жилища иначе как по решению суда и в соответствии с законом. В случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков (ст. 47). Тем самым на конституционном уровне находит свое решение т.н. «проблема сноса». К примеру, только в 2018-2020 гг. судами были отменены свыше 1730 решений хокимов о выделении земли, сносе и приватизации зданий и сооружений;

в-пятых, государство поощряет жилищное строительство и создает условия для реализации права на жилище. Порядок обеспечения жильем социально уязвимых категорий населения определяется законом (ст. 47);

в-шестых, закреплено право граждан получать гарантированный объем медицинской помощи в установленном законом порядке за счет государства. Кроме того, государство принимает меры по развитию системы здравоохранения, ее государственной и негосударственной форм, различных видов медицинского страхования, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также создает условия для развития физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни среди населения (ст. 48). Установление нормы о гарантированном медицинском обслуживании имеет важное значение в предупреждении смертности населения, матерей и детей, болезней и т.д.;

в-седьмых, права нетрудоспособных и одиноких престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения находятся под защитой государства. Государство принимает меры, направленные на повышение качества жизни социально уязвимых категорий населения, создание им условий для полноценного участия в общественной и государственной жизни и расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои базовые жизненные потребности (ст. 57);

в-восьмых, государство создает условия для полноценного доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам социальной, экономической и культурной сфер, содействует их трудоустройству, получению образования, беспрепятственного получения необходимой им информации (ст. 57).

Таким образом, эти нормы Конституции способствуют дальнейшей имплементации положений ЦУР №1 «сокращение бедности», ЦУР № 2 «ликвидация голода», ЦУР № 3 «хорошее здоровье и благополучие» и ЦУР № 8 «достойная работа и экономический рост».

Новая редакция Конституции: гарантия развития основ Третьего Ренессанса

XXI век, в котором мы живем, это – век приоритета интеллектуальных ценностей, век ускоряющейся глобализации и растущей конкуренции на мировом рынке. Это – также век информатизации и цифровизации, когда именно знания, новые технологии и информация оказывают значительное влияние на жизнь человека. Обмен знаниями и информацией, в особенности с помощью современных информационных и коммуникационных технологий, способен преобразовывать экономику и изменять общественный уклад.

В новой редакции Конституции Узбекистана (ст. 50-51) заложены прочные правовые основы системы образования, предусматривающие, что:

во-первых, государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте;

во-вторых, высшие образовательные организации имеют право на академическую свободу, самоуправление, свободу исследований и преподавания в соответствии с законом;

в-третьих, граждане вправе получать высшее образование в государственных образовательных организациях на конкурсной основе за счет государства;

в-четвертых, для детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях обеспечиваются инклюзивное образование и воспитание. Отметим, что за последние 50 лет в мире отмечается тенденция обеспечения инклюзивного образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, способствующими их воспитанию полноценными членами общества, что составляет также один важнейших принципов ООН «Никого не оставлять позади».

Одной из важнейших новелл новой редакции Конституции Узбекистана связано также установление обязательств государства в сфере:

защиты чести и достоинства учителей, обеспечения их социального и материального благополучия, профессионального роста. При этом труд учителя признается основой развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармонично развитого поколения, сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народа (ст. 52);

культурного, научного и технического развития общества, предоставления гарантий свободы научного, технического и художественного творчества, права на пользование достижениями культуры (ст. 53).

Эти нормы также имплементируют в Основной закон положения ЦУР № 4 («качественное образование») и служат развитию образовательной и научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, обеспечению самостоятельности профессорско-преподавательского состава и студентов в учебном процессе, ограничению внешнего вмешательства в данную сферу.

В целом, по нашему убеждению, и мнению многочисленных международных организаций, экспертов, принятие новой редакции Конституции Узбекистана – заложил прочный юридический фундамент для дальнейшего повышения благосостояния народа на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека». Сама Конституция ориентирована на обеспечение «права на устойчивое развитие», в основе которого лежат личные, политические, экономические, гражданские, культурные, экологические и социальные права, а также право на развитие.

 

Акмал САИДОВ,

первый заместитель Спикера Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech