ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Дилшоджон УМАРОВ,

проректор Ташкентского государственного юридического университета, кандидат юридических наук, доцент

 

Аннотация. В статье раскрывается значение Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека, анализируются основные положения этого универсального международного стандарта, освещаются меры, реализуемые в сфере образования в области прав человека в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: ООН, права человека, образование в области прав человека, Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека, права человека в Узбекистане.

 

Аннотация. Мақолада БМТнинг Инсон ҳуқуқлари соҳасида таълим ва тарбия тўғрисидаги декларацияси моҳияти очиб берилган ҳамда ушбу универсал халқаро стандартнинг асосий қоидалари ва вазифалари таҳлил қилинган. Шунингдек, Ўзбекистон Республикасида инсон ҳуқуқлари бўйича таълим ва тарбия соҳасида амалга оширилган чора-тадбирлар ёритилган.

Калит сўзлар: БМТ, инсон ҳуқуқлари, инсон ҳуқуқлари соҳасида таълим, БМТнинг Инсон ҳуқуқлари соҳасида таълим ва тарбия тўғрисидаги декларацияси, Ўзбекистонда инсон ҳуқуқлари.

 

Abstract. The article outlines the significance of the UN Declaration on Human Rights Education and Training, examines in detail the main provisions of this universal international standard, and reveals their tasks. The measures implemented in the field of human rights education in the Republic of Uzbekistan are also highlighted.

Key words: UN, human rights, human rights education, UN Declaration on Human Rights Education and Training, human Rights in Uzbekistan.

 

Образование и подготовка в области прав человека – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни и касающийся всех возрастов. Вопрос образования в области прав человека и распространения информации о международных правозащитных нормах и принципах рассматривался в ООН практически с самого ее основания. После провозглашения Всеобщей декларации прав человека международное сообщество признает права человека и основные свободы и способствует их соблюдению посредством норм и механизмов международного права прав человека. Одно из этих прав – право на образование – является исходным пунктом, открывающим путь к обладанию всеми правами человека. Оно включает образование в области прав человека, право на изучение этих прав, а также методы и средства защиты и продвижения прав человека в наших сообществах[1].

Положения об образовании в области прав человека включены во многие международные инструменты и документы. Кульминацией этого процесса установления стандартов стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2011 г. Декларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека[2], которая гласит, что:

– каждый человек и каждый орган общества должен стремиться путем просвещения и образования содействовать уважению прав человека и основных свобод;

– каждый человек имеет право на образование и что образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и чувства достоинства, давать возможность всем лицам быть полезными участниками свободного общества и способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими или религиозными группами, а также содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира и безопасности и поощрению развития и прав человека.

Приняв Декларацию ООН об образовании и подготовке в области прав человека, государства-члены выразили согласие, что образование и подготовка в области прав человека являются приоритетом для международного сообщества и всех государств. Документ подтвердил ответственность государств за поощрение и обеспечение образования и подготовки в области прав человека и создание безопасной и благоприятной среды для участия всех соответствующих субъектов, включая учебные заведения, организации гражданского общества, национальные институты по правам человека и частный сектор.

Декларация особо подчеркивает, что образование и подготовка в области прав человека не должны быть ограничены какой-либо возрастной или профессиональной группой. В тексте Декларации прямо указано, что такое образование – процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни и касающийся всех возрастов и всех слоев общества на всех уровнях, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее образование (ч. ч. 1, 2 ст. 3). Отдельно обозначена важность подготовки педагогических кадров – инструкторов, преподавателей и государственных должностных лиц (ч. 3 ст. 3)[3].

Анализ Декларации позволяет рассматривать образование в области прав человека в широком смысле как комплекс образовательных, учебных, информационных и популярно-просветительских мероприятий, основанных на принципах Всеобщей декларации прав человека, направленных на формирование универсальной культуры прав человека для реализации прав человека во всех обществах.

10 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всемирную программу образования в области прав человека для содействия осуществлению программ образования в области прав человека во всех секторах. Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) осуществляет глобальную координацию Всемирной программы[4], являющейся полезным инструментом, могущим служить подспорьем в деле активизации осуществления Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека на национальном уровне.

Еще одним важном документом, направленным на образование, являются Цели в области устойчивого развития (Sustainable Development Goals (SDGs)) ООН. Как известно, Цели в области устойчивого развития (ЦУР)[5] – это 17 взаимосвязанных целей, разработанных в 2015 г. Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех»[6]. Эти цели были названы в резолюции Генассамблеи «Повесткой дня на период до 2030 года», и они заменили собой Цели развития тысячелетия. Итоговый документ Генеральной ассамблеи «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» содержит эти 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач.

В задаче 7 цели 4, касающейся всеохватного и справедливого качественного образования, предусматривается обеспечение к 2030 г. всех учащихся знаниями и навыками, необходимыми для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, пропаганды культуры мира и ненасилия, гражданства мира и осознания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие.

Всемирная программа является полезным инструментом, помогающим усилить реализацию Декларации ООН об образовании в области прав человека на национальном уровне.

Реализация Программы охватывает несколько этапов, которые осуществляются на глобальном и национальном уровнях:

первый этап (2005–2009 гг.) охватил интеграцию образования в области прав человека в систему начальных и средних школ;

второй этап (2010–2014 гг.) был посвящен интеграции образования в области прав человека в систему высшего образования и подготовке преподавателей и работников сферы образования, институтов гражданского общества и государственных органов, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих в этой области;

на третьем этапе (2015–2019 гг.) особое внимание уделялось подготовке представителей СМИ и лидеров мнений в области прав человека, признавая важную роль свободных, независимых и беспристрастных СМИ в содействии правосудию, предотвращении дискриминации, обеспечении уважения и свободы;

на четвертом этапе (2020–2024 гг.) основное внимание уделяется воспитанию молодежи в духе равенства, прав человека и недискриминации, а также обеспечению образования, позволяющего создать инклюзивное, мирное и миролюбивое общество.

Необходимо отметить, что для эффективного осуществления образования и подготовки по правам человека необходимо принимать во внимание Всемирную программу образования в области прав человека и учитывать национальные потребности и приоритеты в соответствии с конституционной практикой каждого государства, но главное – требуются скоординированные усилия всех государственных и общественных структур на всех уровнях.

В мире, в котором приходится сталкиваться с растущей неопределенностью и сложностью, который характеризуется многочисленными проблемами, включая конфликты, изменение климата, кризисы в сфере здравоохранения, социально-экономическое неравенство, молодые люди могут сыграть важную роль в разработке и претворении решений таких проблем, основанных на понимании того, что каждый человек в равной степени имеет право на уважение и достоинство.

Молодежная стратегия «Молодежь 2030» Организации Объединенных Наций 2018 г. обязывает ООН наращивать усилия по продвижению и поощрению уважения прав молодых людей и поддерживать их гражданскую и политическую активность, в том числе посредством образования в области прав человека[7]. По мнению Антониу Гутерриша, «мир, экономический динамизм, социальная справедливость, толерантность – все это и многое другое зависит от раскрытия потенциала молодежи»[8].

Образование в области прав человека – это важная стратегия расширения прав и возможностей молодых людей как источника перемен и активных граждан, отстаивающих свои права человека и права других людей. Активизация усилий по реализации образования в области прав человека для молодежи, совместно с молодежью и с участием молодежи путем использования плана действий четвертого этапа Всемирной программы в качестве ориентира для подведения итогов и дальнейших действий является жизненно важным вкладом в мирное, справедливое и устойчивое будущее.

Уже много лет ООН и ее партнеры в Узбекистане работают над достижением Целей устойчивого развития, направленных на решение основных проблем развития, с которыми сталкиваются люди в Узбекистане и во всем мире. Узбекистан подтвердил свою приверженность достижению глобальной Повестки дня на период до 2030 г. и всеобъемлющему подходу к партнерству с участием многих заинтересованных сторон для реализации шестнадцати национальных целей в области устойчивого развития. Текущий национальный среднесрочный план, Национальная стратегия действий на 2017–2021 гг. служат путем к реализации ЦУР.

Чтобы обеспечить приоритетность ЦУР во всех министерствах, в октябре 2018 г. правительство одобрило и приняло резолюцию о Повестке дня на период до 2030 г., которая усилила приверженность согласованию ЦУР с национальными стратегиями и программами. Правительство утвердило 16 национальных ЦУР, 125 задач и 206 индикаторов для облегчения мониторинга их реализации[9]. Напомним, что Четвертой целью устойчивого развития определено «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

В Узбекистане вопросы поощрения, защиты и соблюдения прав человека являются одним из приоритетных направлений государственной политики. В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 гг. реализованы и реализуются целенаправленные меры в сфере обеспечения личных, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

Узбекистан активно участвует во Всемирной программе Организации Объединенных Наций в сфере обучения правам человека. Реализуются широкомасштабные меры по исполнению Концепции повышения правовой культуры в обществе и Национальной программы действий по реализации положений Декларации по образованию и воспитанию в области прав человека ООН. Государственные органы, институты гражданского общества, средства массовой информации, образовательные учреждения широко вовлечены в процесс популяризации среди населения общечеловеческих ценностей, принципов уважения и соблюдения прав человека, а также обеспечения доступа граждан к правовой информации.

Указом Президента Республики Узбекистан от 22 июня 2020 г. принята Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека[10], предусматривающая реализацию 78 конкретных мер. Они тесно связаны с задачами достижения Целей устойчивого развития на период до 2030 г., вхождения Узбекистана в ряд 50 ведущих стран мира по международным рейтингам и индексам в сфере прав и свобод человека и др.

Кроме того, Четвертым приоритетным направлением Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека определено повышение правовой грамотности в области прав человека, в том числе эффективная организация распространения информации и образовательной деятельности в данном направлении, где основными задачами являются:

– развитие системы непрерывного образования по правам человека и гендерным вопросам, внедрение современных методов формирования уважения к закону в обществе;

– совершенствование системы подготовки и повышения квалификации профессиональных журналистов в области прав человека, а также правовых и организационных основ журналистского расследования;

– внедрение учебных курсов «Права человека», «Права женщин», «Права ребенка» в высших образовательных учреждениях и учебных центрах переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе судей и сотрудников правоохранительных органов, а также в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, академических лицеях и колледжах;

– расширение фундаментальных и инновационных исследований, научного потенциала, повышение эффективности научных исследований и разработок научно-исследовательских учреждений в области прав человека, обеспечение их интеграции с международными исследованиями в данной области, широкое внедрение в практику полученных результатов;

– дальнейшее усиление деятельности средств массовой информации по распространению информации в области прав человека, усиление гарантий прав журналистов и блогеров на доступ и распространение информации[11].

Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 7 июня 2021 г. №Р–5664 «Об образовании Национальной комиссии по реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека в Республике Узбекистан» предусмотрена разработка Национальной программы образования в области прав человека с учетом норм международных договоров и стандартов, рекомендаций правозащитных структур ООН, а также исторических, национальных и культурных ценностей узбекского общества.

 

Вопрос обеспечения прав и свобод человека в стране превращается в главный критерий демократических реформ, направленных на создание благополучных и достойных условий жизни для нашего народа. Международные стандарты по правам человека системно и поэтапно имплементируются в национальное законодательство и правоприменительную практику. В настоящее время нормы более 80 международных документов в сфере прав и свобод человека, ратифицированных Узбекистаном, находят свое отражение в национальном законодательстве.

Впервые в своей истории Узбекистан избран членом Совета Организации Объединенных Наций по правам человека. Узбекистан активно участвует во Всемирной программе Организации Объединенных Наций в сфере обучения правам человека[12]. Реализуются широкомасштабные меры по исполнению Концепции повышения правовой культуры в обществе и Национальной программы действий по реализации положений Декларации по образованию и воспитанию в области прав человека ООН.

В рамках проводимых реформ в стране реализован ряд конкретных мер по совершенствованию системы юридического образования, особенно в сфере международного права и прав человека. Появились абсолютно новые подходы к вопросам образования в области прав человека, что является важным и необходимым этапом в выстраивании системы образования в области прав человека в стране.

В соответствии с Указом Президента Ташкентский государственный юридический университет является базовым высшим образовательным и научно-методическим учреждением по подготовке, переподготовке юридических кадров по специальности «юриспруденция»[13]. Учебная дисциплина «Права человека» уже много лет входит в число обязательных учебных дисциплин университета, а также является объектом научных исследований учёных и молодых исследователей.

В целях дальнейшего совершенствования механизма защиты прав и свобод человека в Республике Узбекистан, юридического образования, подготовки высококвалифицированных кадров в сфере обеспечения прав человека впервые в системе высшего юридического образования совместно с Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Университетом мировой экономики и дипломатии, Академией Генеральной прокуратуры и Ташкентским государственным юридическим университетом создан консорциум по внедрению совместной магистерской специальности «Международное право по правам человека».

В п. 66 Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека предусмотрено внедрение совместного магистерского направления (консорциума) по специальности «Международное право по правам человека» в ТГЮУ, УМЭД, Академии Генеральной прокуратуры при поддержке международных партнеров[14]. Безусловно, данный консорциум станет эффективным инструментом реализации единой политики в области защиты прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией Республики Узбекистан и международными договорами, ратифицированными нашей страной.

Таким образом, воспитание новых высококвалифицированных специалистов по правам человека послужит выходу Республики Узбекистан на новый уровень в связи с улучшением механизмов защиты прав человека как на национальном, так и на международном уровне, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене, в частности улучшению позиций страны в экономических и политико-правовых рейтингах и индексах.

Для дальнейшего развития образования в области прав человека на международном уровне, создания в этой связи механизмов международного сотрудничества, а также для совершенствования системы образования и воспитания в области прав человека на глобальном и национальном уровнях Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев на 46-й сессии Совета ООН по правам человека предложил провести международную конференцию на тему «Образование в области прав человека».

В рамках Глобального форума «Образование в области прав человека» 5–6 декабря 2022 г. в г. Самарканде будут обсуждены идеи, которые могут лечь в основу Всемирной программы образования в области прав человека. Основной целью данного форума является подведение промежуточных итогов реализации Декларации ООН об образовании в области прав человека и Всемирной образовательной программы ООН по образованию в области прав человека.

В рамках Глобального форума планируется обсуждение предложений в соответствии с резолюцией 51/2 Совета ООН по правам человека от 6 октября 2022 г., которой определены ключевые направления и тематические вопросы пятой фазы Всемирной программы образования с учетом Повестки дня на период до 2030 г. и других соответствующих инициатив по образованию и подготовке кадров в области прав человека.

Как ожидается, Глобальный форум «Образование в области прав человека» будет очередным событием глобального масштаба в области прав человека, направленным на ознакомления лучших практик и инновационных подходов в данной сфере, обмена мнениями и выработки рекомендаций по совершенствованию системы образования и воспитания в области прав человека на международном, региональном и национальном уровнях.

 

 

Источник: журнал Демократизация и права человека”, 4(96) – 2022

 

[1] Всеобщая декларация прав человека (Нью-Йорк, 10 декабря 1948 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/declhr.shtml.

[2] Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека» // Док. ООН A/RES/66/137 от 19 декабря 2011 г., Приложение.

[3] Гольтяев А. О. Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека: история создания, значение, перспективы // Вестник РУДН, сер. «Юридические науки», 2012, № 1.

[4] https://www.ohchr.org/ru/resources/educators/human-rights-education-training/world-programme-human-rights-education-2005-ongoing.

[5] https://www.msn.com/pt-br/noticias/brasil/sp-concentra-cidades-sustent%c3%a1veis-do-pa%c3%ads-tema-foi-ignorado-por-metade-dos-prefeitos-eleitos/ar-BB1eTkux.

[6] United Nations (2017) Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017, Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable.

[7] Текст стратегии ООН «Молодежь 2030» [эл. ресурс]: https://www.un.org/youthenvoy/wp-content/uploads/2014/09/WEBR-UN-Youth-Strategy_Booklet_-Russian-for-WEB.pdf.

[8] Камалова М. И., Куйдина Е. С. Молодежная политика и ООН: коммуникации молодежи на глобальном уровне // Коммуникология. 2020. Том 8. №4. – C. 151–160. DOI 10.21453 / 2311-3065-2020-8-4-151-160.

[9] Как ООН поддерживает Цели устойчивого развития в Узбекистане // https://uzbekistan.un.org/ru/sdgs

[10] Указ Президента Республики Узбекистан от 22.06.2020 г. «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека» № УП-6012 // https://lex.uz/ru/docs/4872357

[11] Там же.

[12] Handbook for human rights treaty body members. 90 с. 2015 //https://unesdoc.unesco.org/query?q=%.

[13] Указ Президента Республики Узбекистан от 29.04.2020 г. «О дополнительных мерах по кардинальному совершенствованию юридического образования и науки в Республике Узбекистан» № УП-5987 //https://lex.uz/docs/4802185.

[14] Указ Президента Республики Узбекистан, от 22.06.2020 г. «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека» № УП-6012 https://lex.uz/ru/docs/4872357.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech