Обеспечение прав ребенка – глобальная проблема современности

Всемирный день ребенка, который отмечается ежегодно 20 ноября, введён Генеральной Ассамблеей ООН в 1954 году для улучшения благополучия детей, совершенствования государственной политики, проводимой в интересах детей всего мира.          

    Обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны увеличение преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из – за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только усилиями государства, существует острая потребность и необходимость объединения усилий институтов гражданского общества и мирового сообщества в целом, в ее решении.

   Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям: 1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка; 2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка; 3) содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами; 4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).   

   Одним из первых документов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в области прав детей, является Декларация прав ребенка, провозглашенная 20 ноября 1959 года. Все права, указанные в Декларации, должны признаваться без исключения за всеми детьми, первоочередное внимание должно уделяться «наилучшему обеспечению интересов ребенка», ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие, надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

   Согласно Декларации ребенок должен расти в атмосфере родительской заботы и любви. Общество и органы государственной власти и управления обязаны осуществлять особую заботу о детях, при всех обстоятельствах ребенок должен быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь, он должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, не быть объектом торговли, не приниматься на работу ранее достижения минимального возраста, предусмотренного законом, а также не подвергаться дискриминации по каким бы то ни было мотивам. 

      Хотя Декларация не является юридически обязательным документом, провозглашаемые ею принципы обладают неоценимой силой нравственного воздействия, она вплоть до принятия Конвенции о правах ребенка  оставалась в течение всех 30 лет одним из важнейших международных документов в области прав детей, формируя в общественном сознании уважительное отношение к человеческому достоинству ребенка, его правам и интересам.

   Своей резолюцией 44/25 от 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о правах ребенка, что стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.  

      Реализация политики Узбекистана в отношении детей с 1992 года основана на положениях Конвенции ООН о правах ребенка и других международно-правовых документов.

   В целях дальнейшего улучшения политико-правовых и социально-экономических условий для реализации прав и основных свобод ребенка, укрепления семьи в Узбекистане приняты более 100 нормативно-правовых актов.

   Главенствующее в них место занимает Конституция Республики Узбекистан, которая не только провозгласила права человека, но и определила принципы деятельности государственных органов, их ответственность за соблюдение и реализацию прав человека, в т.ч. прав ребенка. Права ребенка регулируются Семейным Кодексом Республики Узбекистан, законами «О гарантиях прав ребенка», «Об органах опеки и попечительства», «Об образовании» и другими нормативно- правовыми актами.

     Анализ законодательства Республики Узбекистан показывает, что родительские права, можно систематизировать по их целевому назначению, выделив следующие виды прав: 1) права, направленные на удовлетворение материальных потребностей ребенка (обеспечение ребенка жильем, удовлетворение ежедневных потребностей в питании, уходе, управление собственностью и финансами ребенка, представление его интересов в гражданском обороте и др. ); 2) права, направленные на воспитание ребенка, его социализацию (право на общение с ребенком, образование ребенка, его физическое, психологическое, моральное и духовное развитие и другие);  3) права, направленные на обеспечение безопасности ребенка (надзор за поведением ребенка, обеспечение безопасности ребенка, охраны его здоровья, защита его прав и законных интересов и др.).

   В случае нарушения своих личных неимущественных и имущественных прав, ребенок имеет право на защиту, конкретизированное в ст.11 закона «О гарантиях прав ребенка»,  которая устанавливает следующее: «Каждому ребенку гарантируется судебная защита его прав, свобод и законных интересов, право обжалования в суд незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, действий (бездействия) их должностных лиц».

   Согласно Конвенции о правах ребенка семья является основной ячейкой общества и естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей. Благосостояние ребенка, его имущественный статус зависит от благосостояния его семьи. Детская бедность, как показывает практика, развивается в условиях разрушения семей, безответственного отношения родителей к дальнейшей судьбе ребенка, бездействия соответствующих государственных органов.

   Важными составляющими системы защиты детей в Узбекистане являются меры по недопущению распада семьи и сохранению единой семьи, обеспечению права ребенка на семейное окружение, оказание сильной государственной и общественной, социальной и моральной поддержки нуждающихся семей, не только малообеспеченных, но и многодетных семей, семей, воспитывающих детей с ограниченными физическими возможностями, проведение регулярной оценки ситуации в семьях и положения детей с точки зрения наилучших интересов ребенка.

    В настоящее время в стране принимаются меры по кардинальному совершенствованию правовых и институциональных основ защиты прав и интересов детей, широкой социальной поддержке уязвимых категорий детей, к которым относятся дети, оставшиеся без попечения родителей и дети- сироты.

   Согласно Комплексной Программе мер по улучшению защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, утвержденной палатами Олий Мажлиса и Премьер-министром Республики Узбекистан 10 сентября 2020 года, подготовлен проект Стратегии выполнения Конвенции о правах ребенка и других международных документов на 2021-2026 годы, в разработке которой приняли участие Уполномоченный Олий Мажлиса по правам ребёнка, Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, другие государственные органы и институты гражданского общества.

    Указом Президента Республики Узбекистан от 9 августа 2021 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка» в целях дальнейшего совершенствования механизма защиты прав и свобод ребенка, созданы Национальная и региональные комиссии по вопросам прав детей, одним из приоритетов деятельности которых является предупреждение лишения детей попечения родителей.

   Кроме того, образованы организационные структуры, ответственные за деятельность указанных комиссий, в лице  Сектора по вопросам защиты детей в составе Секретариата по вопросам образования и здравоохранения Кабинета Министров, секретариатов при местных исполнительных органах и секторов при хокимиятах районов и городов, которые призваны обеспечивать семейные формы воспитания детей, ведение мониторинга положения детей в патронатных семьях, соблюдение прав детей – сирот, оставшихся без попечения родителей жильем, правом на образование, медицинскую помощь, выявление детей, не имеющих определенного места жительства.

    В целях выполнения рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по деинституализации, развития служб для предотвращения разлучения детей с их родителями, их реинтеграции в семью, планируется:  ввести систему выявления, учета и обустройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи; определение в законодательстве понятия «устройство детей без попечения родителей»; установление четкого перечня образовательных, медицинских и иных организаций, в которых оказываются услуги детям-сиротам; установление срока временного пребывания детей в этих организациях, условий содержания, воспитания и образования детей, находящихся в этих организациях до их устройства на воспитание в семью.

   Представляется важным, в рамках Всемирного дня ребенка, широко обсудить вопросы определения в законе, а не в подзаконных актах, прав и обязанностей указанных организаций в отношении детей-сирот, порядка организации учета детей-сирот и детей без родительской опеки, лиц, желающих принять ребенка на воспитание.

                                                                   

 

                                                                   Абдувалиева Ш.Б.

                                                                   Технический специалист редакции   

                                                                  «Демократизация и права

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech