Президент Республики Узбекистан в своем интервью «Новый Узбекистан становится страной демократических перемен, больших возможностей и практической работы» газете “Янги Ўзбекистон” отметил, что “Любая нация поставившая перед собой велукую цель построения свободной и справедливой жизни, справедливого общества, будет проходить трудный и сложный путь развития».
Также определив приоритеты на нынешнем этапе развития страны он отметил, что социальная политика была одним из важнейших приоритетов государственной политики страны и останется таковой и в будущем, которая будет направлена на всестороннее улучшение благосостояния людей, уровня жизни, создание новых рабочих мест, формирование доходов, сокращение бедности и развитие сел и городов.
Вместе с тем, он отметил о некоторых недостатках и недочетах в системе социальной защиты и подчеркнул, что «при реализации систематических мер, направленных на оказание прямой и адресной финансовой поддержки нуждающимся гражданам, основной упор делается не на субсидирование бедных, а на создание для них необходимых условий и возможностей для получения дохода».
Социальная справедливость - это не просто этическое требование, это основа национальной стабильности и глобального благополучия. Равные возможности, солидарность и уважение прав человека крайне важны для полноценного освоения продуктивного потенциала наций и народов.
Социальная справедливость является основополагающим принципом мирного и благополучного сосуществования как в самих странах, так и между различными странами.
Преамбула Всеобщей декларации прав человека начинается с понятия социальной справедливости, когда говорит о том, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».
Генеральная ассамблея ООН считает стремление к социальной справедливости одной из своих главных миссий, в этой связи, провозгласила об установлении праздника – 20-февраля - Всемирного дня социальной справедливости в специальной резолюции от №А/RES/62/10 от 26 ноября 2007 года, который начиная с 2009 года отмечается ежегодно. Организация поддерживает принципы справедливости, устраняя барьеры, возникающие перед людьми в силу их пола, возраста, расовой, этнической или религиозной принадлежности, культуры или наличия инвалидности.
Один из основных документов, работающих в этом направлении, Декларация о социальной справедливости, принятая Международной организацией труда (МОТ). Эта имеющая историческое значение Декларация является новым энергичным подтверждением ценностей МОТ. В Декларации делается упор на гарантии достижения справедливых результатов для всех посредством обеспечения занятости, социальной защиты, социального диалога и основополагающих принципов и прав на рабочем месте. В Декларации МОТ о социальной справедливости нашли отражение принципы, заложенные в Филадельфийской декларации 1944 года и в Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 года.
Вопросы социальной справедливости также включены в Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран - бедных, богатых и среднеразвитых. Он нацелен на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты, на поиск решений для достижения устойчивого развития, искоренения нищеты, содействия обеспечению полной занятости и достойной работы, всеобщей социальной защиты, гендерного равенства, также достижения социального благополучия и справедливости для всех.
Cоциальное развитие и социальная справедливость необходимы для обеспечения и поддержания мира и безопасности внутри стран и в отношениях между ними и что, в свою очередь, социальное развитие и социальная справедливость не могут быть достигнуты в отсутствие мира и безопасности или в условиях отсутствия уважения всех прав человека и основных свобод.
Принципы социальной справедливости отражены в Конституции Республики Узбекистан. В основном документе отмечается, что «Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества» статья 14. Этим Узбекистан показывает, что законодательно закреплены принципы социальной справедливости.
В нашей стране приоритетом стратегии реформ остаются вопросы социальной политики, обеспечения достойных условий жизни для населения. Инициированная Президентом Узбекистана Ш.М.Мирзиёевым Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. стала документом, определяющим приоритеты развития страны на среднесрочную перспективу. Социальная политика государства в этот период концентрируется на устойчивом развитии и поддержании доходов населения, регулировании процессов в сфере занятости и трудовой миграции, повышении благосостояния и сокращении бедности. Все это осуществляется при активизации гражданского общества и усилении партнерского диалога с народом.
Узбекистан в 2018 году принял Национальные цели и задачи в области устойчивого развития до 2030 года. Они охватывают меры по ликвидации бедности и неравенства, усилению системы социальной защиты населения, реформированию систем здравоохранения и образования, обеспечению условий проживания и жизнедеятельности населения, строительству доступного жилья, решению вопросов гендерного развития, адресной поддержке молодежи, женщин и людей с ограниченными возможностями.
Социальное развитие и социальная справедливость не могут быть достигнуты в условиях отсутствия уважения всех прав человека и основных свобод.
В Узбекистане вопросы поощрения, защиты и соблюдения прав человека являются одним из приоритетных направлений государственной политики. В рамках Национальной стратегии по правам человека реализуются целенаправленные меры в сфере обеспечения личных, политических, экономических, социальных и культурных прав. Осуществляются значительные шаги по совершенствованию образования в области прав человека.
В настоящее время Республика Узбекистан присоединилась к более 80 международным документам по правам человека, в том числе 7 основным договорам и 4 факультативным протоколам Организации Объединенных Наций, на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению.
Принимаются практические меры по гармонизации национального законодательства с международно-правовыми стандартами в области прав человека.
Республика активно участвует во Всемирной программе ООН в сфере образования по правам человека. Реализуются широкомасштабные меры по исполнению Концепции повышения правовой культуры в обществе и Национальной программы действий по реализации положений Декларации по образованию и воспитанию в области прав человека ООН. Государственные органы, институты гражданского общества, средства массовой информации, образовательные учреждения широко вовлечены в процесс популяризации среди населения общечеловеческих ценностей, принципов уважения и соблюдения прав человека, а также обеспечения доступа граждан к правовой информации.
Одним из важных показателей, используемым в политических и финансовых решениях по всему миру, является индекс социального прогресса. Индекс социального прогресса (Social Progress Index) - это комбинированный показатель международного исследовательского проекта The Social Progress Imperative, который измеряет достижения стран мира с точки зрения общественного благополучия и социального прогресса. Индекс получает всё большее признание в качестве альтернативы экономическим мерам успеха и предлагает богатую основу для измерения различных аспектов социального прогресса, определения контрольных показателей и стимулирования улучшения благосостояния людей.
При определении успехов той или иной страны в области социального прогресса учитываются свыше 50 показателей, объединённых в три основные группы:
- Основные потребности человека - питание, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение жильём, доступ к воде, электричеству и санитарным услугам, уровень личной безопасности.
- Основы благополучия человека - доступ к базовым знаниям и уровень грамотности населения, доступ к информации и средствам коммуникации, уровень здравоохранения, качество окружающей среды.
- Возможности развития человека - уровень личных и гражданских свобод, обеспечение прав и возможностей человека принимать решения и реализовывать свой потенциал.
По итогам 2020 года из 163 стран мира Узбекистан занимает 102 место, опередив в данном рейтинге Азербайджан (104 место), Туркменистан (113 место) и Таджикистан (116 место).
Вместе с тем, пандемия COVID 19 привела беспрецедентной по своим масштабам кризису. 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о начале пандемии COVID-19. Генеральный директор ВОЗ тогда предупредил, что это не просто кризис общественного здравоохранения, а кризис, который затрагивает каждый сектор, и что всем странам необходимо найти тонкое равновесие между охраной здоровья, минимизацией экономического и социального ущерба и соблюдением прав человека[1].
Самой выразительной статистической оценкой МОТ является то, что в результате пандемии COVID-19 и мер по её сдерживанию общее количество часов, отработанных в мире в течение года, сократилось почти на 9% по сравнению с последним кварталом 2019 года, что равноценно потере 255 млн рабочих мест на условиях полного рабочего дня. Этот шокирующий показатель говорит о том, что пандемия оказала на занятость влияние в четыре раза сильнее, чем финансовый кризис 2008 года[2].
В этой связи, все страны мира начали изучать, как преодолеть кризис COVID-19, и Узбекистан не исключение. В данной ситуации цифровые инструменты сыграли важную роль в том, чтобы помочь населению и экономике пережить пандемию, облегчая удаленную работу, бесконтактные переводы, предоставление государственных цифровых услуг и другое.
С пандемией COVID-19 цифровизация стала безотлагательной задачей. Действительно, цифровые технологии и инновации в более широком смысле сыграли важную роль в ответных мерах на COVID-19 в Узбекистане.
Цифровая экономика кардинальным образом изменила сферу труда. За последнее десятилетие распространение широкополосной связи, облачных вычислений и больших данных привело к внедрению в ряде секторов экономики цифровых платформ, которые существенным образом повлияли на жизнь общества. В условиях пандемии COVID-19 благодаря электронным средствам была возможность бесперебойно осуществлять многие виды деятельности дистанционно, что свидетельствует о важнейшей роли цифровых технологий.
Восстановление после кризиса COVID-19, несомненно, займет много времени. По мере того, как ответные меры на пандемию в Узбекистане переходят к следующему этапу, необходимо решать и другие вопросы. Необходимо предоставить социальную помощь людям по всей стране цифровым способом. Также чтобы воспользоваться преимуществами технологий, чтобы все люди могли получить доступ к цифровым инструментам и знать, как ими пользоваться должны быть обеспечены надежный и доступный выход в интернет. Инфраструктура электросвязи, благоприятная политическая среда и повсеместная цифровая грамотность имеют важное, если не решающее значение, для успеха цифрового пути Узбекистана.
Новый Узбекистан – станет всесторонне процветающей страной с сильным потенциалом, придерживаясь общепризнанных норм и принципов демократии, прав и свобод человека, конечной целью которой является создание свободной, социальной справедливой, благополучной жизни для людей.
Дилбар Рашидова,
Главный специалист
Национального Центра по правам человека
[1] Труд во времена COVID Доклад Генерального директора Международная конференция труда 109-я сессия, 2021 г.
[2] Труд во времена COVID Доклад Генерального директора Международная конференция труда 109-я сессия, 2021 г.
- Добавлено: 18.08.2021
- Просмотров: 3801
- Распечатать