В период с 2023 по 2025 год Узбекистан выступил инициатором и площадкой для исторических договоренностей и саммитов, изменивших политический ландшафт Центральной Азии.
От заключения Худжандской декларации о вечной дружбе соседних государств до первого саммита Европейский союз – Центральная Азия в Самарканде и юбилейной 150-й ассамблеи Межпарламентского союза в Ташкенте – эти события наглядно продемонстрировали возросшую роль страны как конструктивного посредника между Востоком и Западом.
Международное сообщество все чаще признает усилия Узбекистана по укреплению добрососедства, региональной стабильности и глобального диалога. Ниже мы проанализируем ключевые достижения узбекской дипломатии последних лет, сопровождая их прямыми цитатами лидеров и экспертов, а также данными из авторитетных источников.
Исторический прорыв в Центральной Азии: Худжандская декларация и добрососедство
Одним из поворотных моментов стало подписание 31 марта 2025 года в городе Худжанде соглашения о точке стыка границ Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Президенты трех стран – Шавкат Мирзиёев, Эмомали Рахмон и Садыр Жапаров – впервые за десятилетия полностью урегулировали вопрос границ своих государств, подкрепив договор Декларацией о вечной дружбе. Это событие назвали историческим достижением: еще недавно отношения некоторых центральноазиатских республик были заморожены, а границы – закрыты. Теперь же на территории, некогда вызывавшей разногласия, торжественно установлена стела, которая стала «новым символом укрепления добрососедства, доверия и стратегического партнерства братских стран». Международное сообщество горячо приветствовало этот региональный прорыв. Например, Саудовская Аравия официально назвала заключение договора о границах и Худжандской декларации «позитивным шагом на пути к региональному сотрудничеству и стабильности». В Министерстве иностранных дел России подчеркнули, что зафиксированные договоренности придадут новый импульс развитию партнерского взаимодействия трех государств и будут способствовать обеспечению безопасности во всей Центральной Азии. Эти оценки отражают общий настрой: многолетние споры, ранее приводившие к пограничным инцидентам, уступили место духу сотрудничества. Как отмечают наблюдатели, проявленная политическая воля и готовность к взаимным компромиссам создали основу для успеха, который еще недавно казался недостижимым.
Необходимо отметить ключевую роль Узбекистана в этом прогрессе. С приходом к власти Президента Шавката Мирзиёева в 2016 году была провозглашена политика добрососедства – приоритетное выстраивание доверительных отношений со всеми ближними соседями. В последние годы Ташкент выступил инициатором восстановления диалога между Бишкеком и Душанбе, предлагая свою площадку и экспертную поддержку. Еще в 2018 году с подачи узбекской стороны лидеры Центральной Азии возобновили регулярные консультативные встречи для обсуждения общих проблем. Такая атмосфера региональной солидарности создала необходимые условия, чтобы Кыргызстан и Таджикистан к 2025 году разрешили основные разногласия по границе и совместно с Узбекистаном закрепили тройное соприкосновение границ на карте Центральной Азии. В результате регион получил то, чего не удавалось достичь с момента распада СССР: полноформатное закрепление границ и многосторонний договор о дружбе, устраняющий почву для конфликтов.
Самаркандский саммит ЕС – Центральная Азия: мост между регионами
Другим подтверждением нового дипломатического статуса Узбекистана стал первый в истории саммит в формате «Европейский союз – Центральная Азия», прошедший 3–4 апреля 2025 года в древнем Самарканде под председательством Президента Шавката Мирзиёева. Само проведение этой встречи на узбекской земле стало возможным благодаря заметному сближению стран региона за последние годы. «Еще недавно отношения между некоторыми центральноазиатскими государствами были попросту заморожены… Никто не мог представить, что в скором времени мы вместе предстанем перед европейскими лидерами от лица нашего региона», – с гордостью отметил Шавкат Мирзиёев на саммите. Эти слова отражают пройденный Центральной Азией огромный путь от взаимной разобщенности к историческому единству, продемонстрированному в Самарканде.
Участие в саммите приняли главы всех пяти центральноазиатских республик и руководители ведущих институтов ЕС – президент Европейского совета Антониу Кошта и президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. Итогом встречи стало объявление о стратегическом партнерстве между ЕС и Центральной Азией, зафиксированном в совместной декларации. По словам одного из высокопоставленных представителей ЕС, это был «знаковый саммит», на котором центральноазиатские страны продемонстрировали «соответствующее стремление углублять отношения с ЕС и диверсифицировать свою внешнюю политику».
Сам Евросоюз подтвердил серьезность своих намерений впечатляющим пакетом экономической поддержки: Урсула фон дер Ляйен объявила о программе инвестиций на 12 миллиардов евро для развития транспортной связности, «зеленой» энергетики и цифровой инфраструктуры в регионе. Как подчеркнула глава Еврокомиссии, саммит призван «углубить торговые связи и расширить сотрудничество в области транспорта, критически важных сырьевых ресурсов, цифровой соединяемости, водных и энергетических проектов».
Отдельно отмечен и прогресс самого Узбекистана. Европейские лидеры высоко оценили реформы, проводимые под руководством Шавката Мирзиёева, и его вклад в улучшение климатa доверия в регионе. «Страны региона укрепляют доверие и добрососедство, разворачивая масштабное сотрудничество», – констатировал Президент, добавив, что теперь Центральная Азия готова к новому будущему, в котором Европейский союз станет близким партнером. В ответ Антониу Кошта заявил, что «Европейский союз стремится построить взаимовыгодное партнерство с Центральной Азией, выходящее за рамки ожиданий».
Конструктивный тон саммита подтвердил: Ташкент сумел превратить географический центр Азии в центр диалога между Востоком и Западом. Помимо экономической повестки, на саммите затрагивались вопросы безопасности и международной политики. Символично, что площадкой обсуждения стал Самарканд – город, находящийся на легендарном Шелковом пути, который столетиями связывал цивилизации. Сейчас Самарканд вновь оказался в фокусе внимания мировой дипломатии как место, где Европа и Азия протянули друг другу руку сотрудничества.
Аналитики отмечают, что активизация связей ЕС с Центральной Азией во многом стала реакцией на изменившуюся геополитическую ситуацию после 2022 года, и здесь Узбекистан выступил важным модератором: принимая саммит, республика подчеркнула свой нейтралитет и готовность создавать условия для откровенного диалога по самым сложным вопросам – от торговли и инвестиций до изменения климата и ситуации в Афганистане.
Ташкент-2025: парламентская дипломатия на глобальном уровне
Роль Узбекистана как нового дипломатического хаба проявилась не только в межправительственных переговорах, но и на уровне межпарламентского сотрудничества. На днях Ташкент впервые в истории Центральной Азии принял юбилейную 150-ю ассамблею Межпарламентского союза (МПС) – старейшей и крупнейшей организации парламентариев мира, объединяющей 179 национальных парламентов. На этот форум съехались свыше двух тысяч делегатов почти из 140 стран, в том числе спикеры парламентов, представители ООН и других международных структур.
Выбор столицы Узбекистана местом проведения столь представительного мероприятия неслучаен. «Проведение ассамблеи впервые в нашем регионе подтверждает признание мировым сообществом демократических реформ, осуществляемых в стране под руководством Президента Шавката Мирзиёева», – отмечалось в официальном сообщении оргкомитета МПС.
Действительно, за последние годы парламент Узбекистана значительно активизировался на международной арене, что и предопределило успех заявки на проведение юбилейной сессии. По данным пресс-службы сената, эту инициативу лично выдвинул Президент Шавкат Мирзиёев, и в Женеве соглашение о проведении ассамблеи было подписано при участии Генсека МПС Мартина Чунгонга и председателя Сената Танзилы Нарбаевой.
Открывая форум в Ташкенте, узбекская сторона задала тон дискуссии, предложив тему «Парламентское движение во имя социального прогресса и справедливости». Президент в своей программной речи подчеркнул возросшую роль парламентской дипломатии перед лицом глобальных вызовов. Глава государства указал, что мир сегодня сталкивается с обострением вооруженных конфликтов, экологическими катастрофами и экономическими противостояниями, и в этих условиях парламенты должны играть все более заметную роль в обеспечении стабильности и развития.
«Узбекистан последовательно выступает за решение всех конфликтов исключительно политико-дипломатическими средствами и путем мирных переговоров», – заявил Шавкат Мирзиёев, призвав мировое сообщество активизировать диалог для урегулирования кризисов. Президент особо отметил недопустимость изоляции Афганистана, назвав эту страну неотъемлемой частью Центральной Азии и источником новых возможностей при условии конструктивного взаимодействия. Эти заявления, прозвучавшие на парламентском форуме, были адресованы широкой аудитории международных политиков и дипломатов, укрепляя образ Узбекистана как ответственного миротворца на глобальной сцене.
Делегаты высоко оценили уровень организации Ташкентской ассамблеи и глубину поднятых тем. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в своем приветствии отметил историческое значение 150-й ассамблеи МПС и подчеркнул: «Когда парламенты сильны, представительны и подотчетны, общество более устойчиво, а значит демократия приносит результаты». Экс-президент МПС Дуартэ Пашеку (на открытии форума) и другие лидеры межпарламентских делегаций также поблагодарили Узбекистан за гостеприимство и вклад в развитие «конструктивного политического диалога в регионе». Фактически Ташкент на несколько дней стал столицей мировой демократии, предоставив депутатам разных стран уникальную возможность сверить часы по самым острым вопросам – от сокращения бедности и гендерного равенства до устойчивого развития и прав человека.
Важно, что проведение форума такого уровня в Центральной Азии было немыслимо без значительных перемен внутри самого Узбекистана. За последние несколько лет республика провела масштабные внутренние реформы: усилила парламентский контроль, расширила права депутатского корпуса, повысила прозрачность законодательства. Эти шаги создали образ «Нового Узбекистана» – более открытого, демократичного государства, готового не только учиться у мирового сообщества, но и предлагать свои инициативы.
Символично прозвучали слова Шавката Мирзиёева о том, что парламент должен стать «настоящей школой демократии, инициатором и решающей силой проведения реформ». Таким образом, успех 150-й ассамблеи МПС в Ташкенте – это одновременно признание заслуг Узбекистана на международной арене и стимул продолжать курс реформ внутри страны.
Посредническая миссия на мировой арене
Становление Узбекистана новым центром мировой дипломатии проявляется не только в указанных крупных событиях, но и целой серии международных инициатив последних лет, где Ташкент выступает посредником, модератором и генератором идей. Под эгидой ООН узбекская сторона продвигает важные резолюции и проекты: так, по предложению Шавката Мирзиёева Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, объявляющую Приаралье зоной экологических инноваций и технологий – шаг, призванный привлечь глобальные ресурсы к решению проблемы высыхания Аральского моря. Узбекистан также инициировал создание Многопартнерского трастового фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья под эгидой ООН, ставшего практическим механизмом помощи миллионам людей, затронутым экологическим кризисом. В рамках Организации исламского сотрудничества (ОИС) Ташкент активно продвигает идеи просвещения и терпимости: еще в 2018 году узбекская делегация предложила программу по просвещению молодежи в духе толерантности, поддержанную всеми странами ОИС. В 2021 году республика стала площадкой для Международного форума по правам молодежи (совместно с ЮНЕСКО), а в 2022-м приняла конференцию министров иностранных дел стран исламского мира, посвященную науке и технологиям.
Особое внимание узбекская дипломатия уделяет содействию в установлении мира в Афганистане. Нестабильность в этой соседней стране напрямую влияет на безопасность региона, и Узбекистан взял на себя роль ключевого посредника в диалоге с Кабулом. В июле 2022 года в Ташкенте была организована крупная Международная конференция по Афганистану, собравшая делегации из 30 стран и международных организаций, включая представителей тогдашних новых властей Афганистана. На этой встрече узбекская сторона призвала к выработке дорожной карты по вовлечению Афганистана в региональное сотрудничество и разблокированию гуманитарной помощи. «Афганистан – наш сосед, и мы считаем, что необходимо вести конструктивный диалог с нынешними властями и рассматривать страну как неотъемлемую часть Центральной Азии», – заявил Шавкат Мирзиёев, обращаясь к парламентариям мира. Этот посыл был позитивно воспринят как в мусульманском мире, так и на площадках ООН: Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш лично благодарил Узбекистан за лидерство в оказании помощи афганскому народу и продвижении инфраструктурных проектов, призванных интегрировать Афганистан в регион (например, строительство железнодорожной магистрали «Термез – Мазари-Шариф – Пешавар»).
В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Узбекистан также внес значимый вклад. Председательствуя в ШОС в 2021–2022 годах, Ташкент инициировал комплекс предложений, вошедших в так называемую «Самаркандскую солидарность», направленную на укрепление взаимного доверия в Евразии. На саммите ШОС в Самарканде в сентябре 2022 года, собравшем лидеров Китая, России, Индии, Пакистана и других стран, узбекская сторона предложила новую повестку по углублению транспортной взаимосвязанности, совместному противодействию терроризму и изменению климата. Это привело к подписанию Самаркандской декларации ШОС, где нашла отражение концепция «общей неделимой безопасности и развития», продвигаемая Узбекистаном. Кроме того, Ташкент стал инициатором создания в рамках ШОС Института проблем продовольственной безопасности и регионального Центра по развитию транспортно-логистического потенциала, призванных решить насущные задачи для всей Евразии.
Подобная активность наблюдается и в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) – форума, объединяющего около 30 государств Азии.
Узбекистан последовательно поддерживает преобразование СВМДА в полноценную организацию безопасности, участвует в работе по афганскому направлению внутри СВМДА и регулярно вносит свои предложения по укреплению доверия между азиатскими странами. В октябре 2022 года на саммите организации в Астане узбекская делегация представила инициативы по развитию зеленых коридоров торговли и совместных мер по восстановлению постпандемийной экономики, которые были одобрены участниками.
Наконец, нельзя не упомянуть роль Узбекистана в форматах «Центральная Азия +» (например, С5+1 с США, С5+Япония, С5+Республика Корея, С5+Индия и т.д.). Шавкат Мирзиёев лично участвовал в нескольких таких мероприятиях, в том числе виртуальном саммите «Центральная Азия – Индия» в январе 2022 года, где поддержал создание регионального транзитно-транспортного хаба при содействии Индии. Республика выступила соавтором идеи регулярного диалога Центральной Азии с ведущими центрами силы – Евросоюзом, США, Турцией, Японией, способствуя интеграции региона в мировую экономику и политику. Итоги первого Самаркандского саммита с ЕС в 2025 году показали, что эта стратегия приносит плоды: Центральная Азия вышла из тени и заявила о себе как о едином стратегическом партнере для Евросоюза.
В течение короткого исторического периода Узбекистан совершил впечатляющий путь от относительной изоляции к признанию в качестве нового центра дипломатии Евразии. «Наша страна становится одним из центров мировой политики и автором глобальных инициатив», констатируют узбекские аналитики. А высокая оценка партнеров – от Москвы и Эр-Рияда до Брюсселя и Нью-Йорка – свидетельствует о том, что усилия Узбекистана приносят конкретные результаты по части укрепления стабильности и сотрудничества.
Конечно, для борьбы с существующими вызовами необходимы дальнейшее продвижение реформ, баланс интересов великих держав в регионе, решение гуманитарных проблем, однако уже сегодня очевидно: Узбекистан занял конструктивную и уважаемую нишу в глобальной дипломатии, демонстрируя, что даже относительно небольшая страна, опирающаяся на принципы доброй воли и взаимоуважения, способна оказывать значительное позитивное влияние на ход международных событий. Недаром Самарканд и Ташкент все чаще упоминаются в новостях как места, где творится новая история диалога между народами – история, которую мир воспринимает с надеждой и оптимизмом.
Абдуазиз ХИДИРОВ, обозреватель УзА.
- Добавлено: 10.04.2025
- Просмотров: 222
- Распечатать