2022-й - Год взаимных обменов между Узбекистаном и Республикой Корея

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев по приглашению Президента Республики Корея Мун Чжэ Ина 16-18 декабря с государственным визитом посетил эту страну. В рамках визита глава государства провел встречи и переговоры на высоком уровне в Сеуле, где встретился с руководством парламента Южной Кореи и представителями ведущих компаний.

 

Президент  Шавкат  Мирзиёев  и  Президент  Мун Чжэ Ин подписали Совместное заявление об углублении отношений особого стратегического партнерства между Республикой Узбекистан и Республикой Корея.  В  этом  документе  особое  место  занимают цели  по  всестороннему  развитию  взаимовыгодного сотрудничества,  празднование  30-летия  установления  дипломатических  отношений,  укрепление  дружественных отношений между народами двух стран.

«Зеленое» развитие, цифровизация и сильная социальная  политика  определены  в  качестве  трех  приоритетных  направлений  особого  стратегического партнерства. При этом подписан значительный пакет двусторонних документов.

 

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВИЗИТА

 

В  период  после  установления  дипломатических отношений  между  двумя  государствами  Южная Корея стала нашим надежным другом и партнером, прошедшим проверку временем. Об этом свидетельствует тот факт, что сегодня эта страна занимает четвертое место в рядах партнеров Узбекистана в сфере внешней торговли.

Второй  государственный  визит  Президента Узбеки стана в Республику Корея ознаменовал начало новой эры в особом стратегическом сотрудничестве между  двумя  странами  и  укрепление  дружественных связей между народами. В последние годы плодотворное сотрудничество, которое приобретает все больше  органичности  и  масштабности,  способствовало  поднятию  партнерских  отношений  на  особый стратегический уровень.

Хотелось  бы  обратить  внимание  на  следующие особенности данного визита.

Во-первых,  встречи  Президентов  принял  активный  и  регулярный  характер.  Лидеры  двух  стран встретились уже в четвертый раз на высшем уровне.

Эта встреча дала возможность подвести итоги договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих переговоров,  и  обозначить  новые  перспективы  взаимодействия.

Во-вторых,  данный  государственный  визит открыто  показал:  несмотря  на  условия  пандемии, двустороннее сотрудничество не только не ослабело, а наоборот, стабильно развивается.

В-третьих,  государственный  визит  стал логическим  продолжением  конструктивного и  доверительного  взаимного  диалога.  Президент Узбеки стана  отметил,  что  Южная  Корея  оказала огромную помощь нашей стране в сложных условиях, связанных с пандемией коронавируса, и подчеркнул: на такую поддержку способны только друзья.

В-четвертых,  узбекско-корейские  отношения поднялись до уровня особого стратегического партнерства на основе взаимного доверия. Это результат твердой политической воли лидеров двух стран, тесных и искренних дружеских отношений.

В-пятых, проведена тщательная подготовка к государственному визиту. Ни одно из наших предложений не  было  отклонено  корейскими  партнерами.  Южнокорейская  сторона  выразила  готовность  поддержать Узбекистан по всем направлениям сотрудничества.

В-шестых,  государственный  визит  был  весьма плодотворным  и  результативным.  Достигнуты Совместное  заявление  об  углублении  отношений особого стратегического партнерства между Республикой Узбекистан и Республикой Корея и договоренности по ряду новых направлений.

В-седьмых,  в  ходе  государственного  визита создана важная основа для поднятия стратегического сотрудничества на более качественный уровень.

В-восьмых, южнокорейские СМИ уделили большое  внимание  государственному  визиту.  В  частности,  журнал  The  Korea  Post  посвятил  специальный  выпуск  государственному  визиту  Президента Узбекистана.  Это  признание  отражено  на  обложке журнала: «Президент Шавкат Мирзиёев – мудрый лидер нашего времени».

Газета  The  Korea  Times  также  высоко  оценила неутомимую  созидательную  деятельность  главы нашего государства, подчеркнув в публикации: «Региональная  политика  руководителя  Узбекистана  -  это политика  обновления  всей  Центральной  Азии». И  другие  печатные  и  электронные  СМИ  последовательно и подробно освещали события в рамках визита.

НА ПУТИ К УГЛУБЛЕНИЮ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИХ СВЯЗЕЙ

Межпарламентские отношения между двумя странами поднялись на новую ступень. Важный импульс этому придали периодические встречи Президентов.

В результате взаимные визиты руководителей наших парламентов приобрели системный характер.

Говоря  словами  Спикера  Национальной  Ассамблеи  Республики Корея Пак Бён Сока, «парламенты должны внести достойный вклад в развитие двусторонних отношений».

Во-первых,  в  ходе  встречи Президента  Республики  Узбекистан со  Спикером  Национальной  Ассамблеи  Республики  Корея  подчеркнуто:

в  рамках  особого  стратегического партнерства между нашими странами всесторонне  активно  продолжаются эффективный  политический  диалог и  контакты,  в  том  числе  в  области межпарламентского сотрудничества.

В течение четырех лет представители  парламентов  двух  стран восемь  раз  обменивались  официальными визитами.

В ходе встречи главы нашего государства  со  Спикером  Национальной  Ассамблеи  Республики  Корея стороны  обменялись  мнениями  по дальнейшему  расширению  и  активизации двустороннего сотрудничества. Пак Бён Сок заявил, что будет уделять  приоритетное  внимание развитию  особого  стратегического партнерства с Узбекистаном.

Во-вторых,  в  ходе  переговоров Президент  Узбекистана  поздравил  южнокорейскую  сторону  с успешным  проведением  Азиатско-Тихоокеанского  парламентского форума в Сеуле и выразил надежду на  то,  что  парламент  Узбекистана примет  участие  в  заседании  этой авторитетной организации (АТПФ) в качестве наблюдателя.

В  свою  очередь  Пак  Бён  Сок заявил, что Национальная Ассамблея Республики  Корея  сейчас  председательствует  на  этом  Форуме  и  полностью  поддерживает  нашу  страну в  данном  аспекте.  Он  считает,  что члены  парламента  должны  активно продвигать  вопросы  двусторонней повестки дня и с энтузиазмом относиться к эффективному выполнению договоренностей,  достигнутых  на встречах на высоком уровне. Поэтому целесообразно  и  дальше  укреплять парламентскую дипломатию.

В-третьих,  межпарламентские «группы  дружбы»  играют  важную  роль  в  укреплении  отношений Узбекистана и Южной Кореи.

Их  онлайн-встреча  состоялась  в июне этого года.

Представители  парламента Республики  Корея  подтвердили  свое участие в Саммите женщин - спикеров  парламентов  стран  мира, который  состоится  в  Ташкенте  в следующем году. Также поддержана инициатива  по  внедрению  новых институциональных  механизмов для  продвижения  совместных  программ и проектов.

В  зависимости  от  обстоятельств смягчения  условий,  связанных  с коронавирусом,  планируется  проведение  Форума  регионов  по  инициативе парламентов. Стороны подтвердили заинтересованность также в  продолжении  тесного  диалога  в рамках  Форума  сотрудничества «Республика  Корея  -  Центральная Азия».

В-четвертых, Пак Бён Сок отметил,  что  мероприятия,  посвященные историческим датам - 30-летию установления  дипломатических отношений и 85-летию проживания корейской  диаспоры  в  Узбекистане в  2022  году,  еще  больше  укрепят дружбу  и  взаимопонимание  между народами двух стран.

В  ходе  встречи  Президент  нашей страны  предложил  сформировать  в  Сенате  Олий  Мажлисаспециальный  комитет,  отвечающий  за  развитие  всесторонних отношений с Южной Кореей. Кроме того,  вводится  должность  заместителя министра инвестиций и внешней торговли  Республики  Узбекистан  и создается  соответствующее  Агентство. Должностное лицо, назначаемое на эту должность, будет отчитываться перед  Сенатом.  Целесообразно установить  процедуру  ежеквартального  заслушивания  отчетов министров  двух  сторон  в  порядке парламентского контроля.

    Перспективы  межпарламентских отношений требуют:

  •  организации взаимных визитов глав парламентов;
  •   эффективного  парламентского  контроля  со  стороны  «групп дружбы» и соответствующих комитетов  за  выполнением  договоров  и соглашений,  достигнутых  в  ходе переговоров;
  •  ускорения ратификации подписанных двусторонних документов;
  •  взаимной поддержки в международных  парламентских  организациях;
  •   участия  в  выборах  в  качестве наблюдателя;
  •   приглашения  представителей Национальной  Ассамблеи  Республики  Корея  на  международные мероприятия в Узбекистане;
  •   обеспечения  последовательной  реализации  актуальных  задач на  мероприятиях  и  конференциях международных  и  региональных организаций,  таких  как  взаимная поддержка  и  продвижение  единого подхода.

Также признаны достижения парламента  Узбекистана.  Национальная  Ассамблея  Республики  Корея состоит  на  19  процентов  из  женщин.  Среди  членов  Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана женщины составляют 32 процента, а молодежь - 6.

Таким  образом,  данный  визит показал:  существуют  большие  возможности  для  развития  межпарламентского  сотрудничества  между Узбекистаном  и  Южной  Кореей, что  требует  практического  использования  этого  высокого  потенциала.  Следовательно,  парламентские  отношения  являются важной составляющей двусторонних отношений.

СПИКЕР НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ О ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

Спикер  Национальной  Ассамблеи Республики  Корея,  беседовавший  с Президентом  Узбекистана,  известен в  своей  стране  как  трудолюбивый депутат, требовательный лидер, придерживающийся  гармонии  слова  и дела, открытый для прессы, семьянин и очень уравновешенный человек.

Пак  Бён  Сок  определил  три основных  направления  своей  деятельности  в  качестве  Спикера  парламента:

 защиту населения от пандемии коронавируса;

  налаживание  парламентской работы в гармонии с народом;

  создание  парламента,  который откроет  путь  к  стабильному  будущему своего народа.

Также  Пак  Бён  Сок  активно продвигает  идею  реформирования Конституции. Он один из современных  политиков,  который  поддерживает  расширение  парламентской дипломатии  в  мире.  Спикер  регулярно посещает многие зарубежные страны,  такие  как  Швеция,  Германия, Вьетнам, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие.

В частности, Пак Бён Сок с удовлетворением  отметил  свой  визит  в нашу страну в апреле текущего года.

«Я  знаю  Президента  Узбекистана  Шавката  Мирзиёева  как великого лидера своего народа», - сказал он.

Южная Корея полностью поддерживает  демократические  реформы в  нашей  стране,  направленные  на модернизацию  всех  сфер  жизни.

По признанию Пак Бён Сока, «именно по инициативе и под руководством Шавката Мирзиёева в Узбекистане началась новая эра - эра конструктивизма и развития».

Благодаря  умелой  и  последовательной  политике  Президента Узбекистана  за  короткий  срок  в Центральной  Азии  сложилась новая  геополитическая  обстановка.

Узбекистан  превратился в  региональный  транспортный  и финансовый центр. И гендерная политика здесь достойна того, чтобы быть примером для зарубежных стран.

Все  это  «наглядно  доказывает, что  лидер  Узбекистана  является наиболее  активным  главой  государства в регионе».

В ходе диалога Президент нашей страны  всесторонне  обосновал идею перехода от особого стратегического партнерства к союзническому  сотрудничеству.  В  ответ, признав  аргументы  Президента Шавката  Мирзиёева  и  в  поддержку этой  идеи,  Спикер  Национальной Ассамблеи  Республики  Корея  сказал:  «Вы  самый  опытный  дипломат, которого я когда-либо знал».

«ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАРЛАМЕНТ»: ЮЖНОКОРЕЙСКИЙ ОПЫТ

Парламент  Южной  Кореи готов  содействовать  внедрению «электронного  парламента»  в Узбекистане.  Когда  речь  идет  об этом,  необходимо  кратко  остановиться  на  данной  системе,  которая внедрена в целях поддержки эффективной  законотворческой  деятельности  в  Национальной  Ассамблее Республики Корея.

Этот  механизм  способствует организации проведения пленарных заседаний  на  основе  современных цифровых  технологий;  онлайн-распространению  информации  о  законотворчестве;  оцифровке  законопроектов;  применению  формата видеоконференцсвязи.

В  свою  очередь  деятельность Библиотеки  Национальной Ассамблеи  Республики  Корея  также заслуживает  особого  внимания.

Этот  информационно-ресурсный центр  в  основном  занимается  сбором  и  хранением  законодательных собраний и законодательных актов, изданием  периодических  изданий, разной  литературы,  интерактивных материалов по социальным исследованиям.

Специалисты  парламентской библиотеки  анализируют  деятельность  законодательных  и  исполнительных  органов  власти  страны. В связи с этим широко распространяются статистические данные, благодаря которым дается определенная оценка.  Вся  информация,  поступающая  в  библиотеку,  размещается  в интернете.  И  всем  обеспечивается свободный доступ к ней.

Еще  одним  важным  направлением  деятельности  в  структуре Национальной  Ассамблеи  Республики  Корея  является  Исследовательская служба, которая, с одной стороны, изучает запросы, поступающие в парламент. С другой - выполняет  работу  по  сбору,  сортировке  и распространению информации, связанной с законотворчеством и политическими вопросами.

С этой точки зрения необходимо изучить  и  применить  опыт  Национальной  Ассамблеи  Республики Корея  по  внедрению  новых  информационно-коммуникационных  технологий в деятельность Олий Мажлиса за счет грантов Южной Кореи.

Кроме  того,  подписание  меморандума о сотрудничестве с библиотекой  Национальной  Ассамблеи  и создание аналогичной библиотеки в национальном парламенте увеличит возможности  повышения  правовой грамотности  и  достижения  более высокой результативности в доведении законов до населения.

Приемлемо  изучить  опыт  парламента  Южной  Кореи  и  в  области законотворчества,  избирательной системы,  а  также  конституционной реформы и государственного управления.

Особое  внимание  в  парламенте этой  страны  уделяется  развитию институтов  гендерной  политики  и гражданского общества, внедрению инклюзивного  образования,  развитию регионов и сел.

В  целом  следует  отметить,  что достигнут  прогресс  в  реализации проекта «Электронный парламент».

СОТРУДНИЧЕСТВО В КУЛЬТУРНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Как  отметил  Президент  Узбекистана,  мы  по-особому  тепло  относимся к Южной Корее и корейскому народу. Несмотря на большие расстояния  между  странами,  у  нас схожие  менталитет,  традиции  и нравственные ценности.

Узбекистанцы  высоко  ценят выдающиеся человеческие качества корейского  народа:  трудолюбие  и целеустремленность, самоотверженность  и  мужество,  мощный  духовный энтузиазм и высокий интеллектуальный потенциал.

Примечательно,  что  официальные  лица  Республики  Корея  также признали,  что  исторические  связи, схожие традиции, духовная и культурная  близость  связывают  народы двух государств.

Действительно, хотя Узбекистан и Южная Корея географически далеки друг  от  друга,  их  народы  сердцем близки  и  разделяют  общую  цель мира  и  развития.  Согласно  историческим  источникам  дружественные  страны  взаимодействуют  со времен Великого шелкового пути.

Один пример тому - фрески в музее Афросиаб в Самарканде, на которых  изображен  прием  древнего корейского  посла  правителем Самарканда в середине VII века.

Еще  один  важный  исторический факт:  таблица  звезд,  описанная в  произведении  Мирзо  Улугбека «Зиджи  джадиди  Курагоний», послужила  основой  для  создания древнего корейского календаря в государстве Чосон.

Народы  двух  стран  до  сих  пор помнят,  что  74,5  тысячи  человек корейской  национальности  депортированы  из  Дальнего  Востока в  Узбекистан  в  суровом  1937  году. Здесь они нашли свою вторую Родину.

Доброта,  терпимость  и  человечность  узбекского  народа  в  тяжелые и  трудные  времена  воодушевили  и помогли  принудительно  переселенным корейцам найти свое достойное место  в  нашем  многонациональном  обществе.  Сегодня  в  Ташкенте открыт  памятник  благодарности узбекскому  народу  от  корейской диаспоры.

Вот  уже  более  80  лет  корейская диаспора сохраняет свою культуру и обычаи в Узбекистане, и для этого в нашей стране созданы необходимые условия.  Открыт  Дом  корейской культуры и искусства.

В  Узбекистане  растет  интерес  к истории, языку, культуре, кинематографу, современной музыке и национальной  кухне  дружественного народа.

Радует, что увеличивается число молодых  людей,  изучающих  корейский  язык  в  учебных  заведениях нашей  страны.  В  свою  очередь  в Южной  Корее  пополняются  ряды студентов,  изучающих  узбекский.

Например, узбекский язык преподается  в  университетах  Пусана, Тэгу  и  Ханкука  Республики Корея. Студенты же семи высших учебных  заведений  Узбекистана изучают корейский.

В связи с этим следует отметить, что  руководитель  Института евразийских  и  тюркских  языков О  Ин  Кёнг  является  доктором Академии  наук  Узбекистана  по узбекскому  языку  и  литературе.

Не менее важно, что состоялась презентация узбекского издания книги известного  корейского  писателя Ли  Мун  Ёла «Птица  с  золотыми крыль ями» в Сеуле.

Великим историческим событием в  духовной  жизни  народов  двух  государств  стало  открытие  памятника Алишеру  Навои.  Наряду  с  такими городами,  как  Токио,  Шанхай, Вашингтон,  Москва,  Минск,  Баку, Мазари-Шариф, Ош, Душанбе, еще в одном прекрасном городе мира установлен монумент великому поэту и мыслителю.  Событие  приурочено к 580-летию со дня рождения Алишера  Навои,  а  также  государственному визиту главы нашего государства в Страну утренней свежести.

В  рамках  визита  Президента Узбекистана  достигнуты  важные договоренности  о  развитии  культурно-образовательных  отношений.  В  частности,  особое  внимание уделено  интересу  нашей  страны  к практическому  применению  достижений Республики Корея в области цифровой  экономики,  искусственного  интеллекта,  «умных»  городов, аутсорсинга,  коммуникаций  нового поколения и интернет-технологий.

Южнокорейская  сторона  поддерживает  осуществляемые  в  нашей стране реформы в области верховенства  закона,  региональной  безопасности,  религиозной  толерантности, свободы средств массовой информации, гендерного равенства.

Республика  Корея  и  Узбекистан плодотворно  сотрудничают  и  в облас ти  здравоохранения,  дошкольного, среднего и высшего образования.

В  результате  первого  крупного совместного проекта с прошлого года в  Ташкенте  действует  Многопрофильная детская клиника. В будущем  здесь  будет  построен  уникальный медицинский кластер, в состав которого  войдут  клиника  для  пожилых  людей,  онкологический  диспансер и медицинский университет.

Образовательная  модель Респуб лики  Корея  -  одна  из  наиболее успешных и показательных в  мире.  Именно  поэтому  система дошкольного  образования  нашей страны  полностью  реформирована на  основе  передового  опыта  и  знаний  партнеров  из  Южной  Кореи. У  нас  действуют  пять  филиалов ведущих южнокорейских университетов.

Отметив  важность  развития инновационного  сотрудничества между  университетами,  Президент Узбекистана  предложил  создать постоянную площадку для регулярного  диалога  и  провести  в  следующем году Форум ректоров высших учебных заведений двух стран.

Также  в  ходе  переговоров  отмечено,  что  в  постпандемийный период  сектор  туризма  может  стать одним  из  локомотивов  экономического  роста.  Узбекистан  готов  поддержать  участие  южнокорейских компаний в проектах, связанных со строительством  гостиниц  и  объектов инфраструктуры.

Глава  нашего  государства  предложил объявить 2022-й Годом взаимных обменов между Узбекистаном и Республикой  Корея,  организовать в Ташкенте Музей истории корейцев и библиотеку при Доме корейской культуры и искусства.

Эти  предложения  поддержаны Президентом  Южной  Кореи  и  Спикером парламента.

 

Акмал САИДОВ,

Первый заместитель Спикера Законодательной палаты 

Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech