Мы живём в эпоху, когда темпы технологических изменений превосходят суммарную скорость всех предыдущих индустриальных революций. Сегодня мир переживает уникальный период – период цифровой трансформации, который кардинально меняет наше общество.
Что подразумевается под термином «цифровая трансформация»?
Цифровая трансформация является неотъемлемой частью глобального развития и охватывает все сферы человеческой деятельности, включая государственное управление, экономику, здравоохранение, образование, а также, безусловно, законодательную и правоприменительную деятельность. Она представляет собой интеграцию цифровых технологий во все аспекты жизнедеятельности личности, общества и государства, что сопровождается фундаментальными изменениями в подходах к организации процессов и взаимодействию между субъектами.
В отличие от простой автоматизации, которая воспроизводит аналоговые процессы в электронной форме, цифровая трансформация ведёт к реинжинирингу—изменению самой природы процессов, созданию новых источников ценности и появлению качественно новых моделей взаимодействия.
В научной литературе цифровая трансформация трактуется как системное переосмысление социально-экономических и политико-правовых процессов под влиянием новых информационно-коммуникационных технологий. Решающая особенность трансформации состоит не в переносе аналоговых процедур в электронную среду, а в изменении логики создания ценности: данные становятся «новой нефтью», а алгоритмы — глобальным распределительным механизмом ресурсов. В правовой плоскости цифровая трансформация порождает феномен «право в реальном времени» (law in real time), где норматив должен реагировать на вызовы столь же оперативно, сколь и технологическое новшество, не утратив при этом юридической определённости.
В условиях цифровой трансформации изменяется сама парадигма государственного управления, а также законотворческой и правоохранительной деятельности. Появляются новые возможности, но одновременно возникают и угрозы, вызовы, требующие оперативного и эффективного реагирования со стороны органов правопорядка и судебной системы.
Современные цифровые технологии не только способствуют ускорению коммуникаций и повышению удобства повседневной жизни, но и создают совершенно новые условия и вызовы для правоохранительной деятельности.
Что общего между тем фактом, что каждые 60 секунд в мире совершается почти 6 млн поисковых запросов Google и тем, что в Узбекистане количество активных интернет‑пользователей достигло 32,7 млн? Цифровая реальность стремительно меняет наше общество. По прогнозам International Data Corporation, к концу 2025 года общий объём мировых данных вырастет до 175 зеттабайт³. Эти впечатляющие цифры не только характеризуют масштабы цифровизации, но и открывают совершенно новые возможности и вызовы для правоохранительных органов. Однако цифровая трансформация – это не только технический прорыв. Это серьёзная проверка на прочность существующих систем безопасности и права. Каждый байт информации сегодня потенциально является уликой, доказательством или целью киберпреступления.
Мы живём в эпоху, когда алгоритм способен предсказать преступление быстрее, чем следователь успеет открыть дело, а «умный» город фиксирует нарушение раньше, чем нарушитель осознает, что попал в объектив камеры. Готовы ли мы к этим изменениям? Какими должны стать правоохранительные органы, чтобы защитить права граждан в мире, где преступление совершается со скоростью клика?
Как синхронизировать молниеносное внедрение ИИ‑технологий с непреложными принципами верховенства права, как защитить персональные данные, оставаясь открытыми к инновациям, и какие международные стандарты следует адаптировать в национальной правоприменительной системе Узбекистана.
Цифровая трансформация: национальный опыт
Узбекистан входит в число государств, заблаговременно разработавших и утвердивших целостную дорожную карту цифрового развития. Цифровая трансформация стала системным маркером развития Узбекистана. Указом Президента от 5 октября 2020 года утверждена стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030», которая структурирована вокруг двух комплексных программ цифровизации регионов и отраслей и обеспечена детальными «дорожными картами» их реализации. Документ формулирует четыре стратегических приоритета:
- развитие современной цифровой инфраструктуры;
- повсеместное внедрение электронного правительства;
- формирование национального рынка цифровых технологий;
- расширение образовательных и квалификационных возможностей для подготовки высококвалифицированных кадров.
Логичным продолжением стало Постановление Президента от 14 октября 2024 года, утвердившее Национальную стратегию развития технологий искусственного интеллекта до 2030 г. Документом установлены ориентиры: довести объём продукции и услуг на базе искусственного интеллекта (ИИ) до 1,5 млрд долл., обеспечить не менее 10 % интерактивных госуслуг с применением ИИ, создать не менее 10 лабораторий ИИ и войти в ТОП-50 Government AI Readiness Index.
По итогам последнего рейтинга Индекса развития электронного правительства ООН Узбекистан поднялся на 18 позиций и занял 69-е место среди 195 стран. Благодаря этому Узбекистан вошёл в число стран с самыми высокими темпами роста.
Активно развиваются и цифровые навыки населения: реализуются масштабные проекты по повышению цифровой грамотности, включая общенациональные образовательные платформы и программы переподготовки специалистов. Особое внимание уделяется молодёжи — например, программа «One Million Uzbek Coders» уже привлекла десятки тысяч участников.
Правовая экосистема поддержки цифровизации модернизируется последовательно. В новой редакции Закона «О персональных данных» закреплена обязанность операторов соблюдать международно сопоставимый уровень защиты, включая запрет на решения, основанные исключительно на автоматизированной обработке, если они затрагивают права граждан. Закон «Об электронном правительстве» предусматривает, что предоставление государственных услуг должно осуществляться преимущественно в электронном виде, без необходимости личного обращения граждан.
Результативность предпринятых мер подтверждена международной аналитикой. В Government AI Readiness Index 2024 (Oxford Insights) Узбекистан занял 70-е место из 188 стран, поднявшись на 17 позиций год-к-году. Особенно примечателен раздел «Видение», где Узбекистан получил максимальные 100 баллов при мировом среднем 42,55, а блок «Управление и этика» составил 58,57 балла, что также выше глобального значения.
Таким образом, нормативная база («Цифровой Узбекистан – 2030», Стратегия ИИ-2030, законы о персональных данных и об электронном правительстве) и позитивная динамика международных рейтингов свидетельствуют о переходе страны от точечных цифровых экспериментов к устойчивой модели «data-driven government».
Узбекистан активно внедряет цифровые инструменты именно в судебно‑правовом блоке, превращая правоохранительные органы в высокотехнологичные сервисные структуры.
Информационная система пробации. В рамках реформы института пробации внедрена электронная система мониторинга лиц, находящихся под надзором. Согласно закону «О пробации» (2024 г.), используется система электронных браслетов с функцией геолокации, а также предусмотрены онлайн-инструменты контроля и взаимодействия с кураторами. Это позволяет отслеживать перемещения осуждённых и проводить удалённые консультации, облегчая социальную адаптацию.
Автоматизация следственно-оперативной деятельности. МВД Узбекистана реализует проекты по цифровизации досудебного производства. Сотрудники полиции оснащаются мобильными планшетами, через которые осуществляется доступ к базам данных, включая автоматизированную систему идентификации по отпечаткам пальцев (AFIS). Это ускоряет процедуры первичной проверки личности, особенно в выездных условиях.
Современные подходы к подготовке кадров в сфере кибербезопасности. Академия МВД Республики Узбекистан и специализированные центры при МВД активно развивают системы подготовки и повышения квалификации специалистов по направлениям кибербезопасности, цифровой криминалистики и аналитики информационных данных. Учебный процесс дополняется практико-ориентированными лабораторными модулями, в том числе по восстановлению цифровых следов, анализу вредоносного программного обеспечения и исследованию мобильных устройств.
Электронное правосудие. Верховный суд и другие суды общей юрисдикции последовательно внедряют электронный документооборот, что позволяет автоматизировать регистрацию и движение уголовных дел. Ведётся работа по интеграции прецедентной практики в судебную аналитику, однако полноценной платформы автоматической генерации мотивировок решений пока не существует.
Все перечисленные решения опираются на три ключевых принципа: «human‑in‑the‑loop», обязательный внешний аудит алгоритмов и приоритет защиты персональных данных. В сфере правоприменения цифровая трансформация проявляется через внедрение таких инструментов, как электронный документооборот, системы видеонаблюдения, автоматизированные системы управления делами судов, цифровые базы данных правонарушений и преступлений. Это позволяет существенно повысить эффективность работы правоохранительных органов и судебной системы, а также обеспечить большую прозрачность и доступность правосудия.
Несмотря на успехи, перед нами стоят следующие вызовы:
во-первых, это лавинообразный рост киберпреступности и атак на критическую инфраструктуру;
во-вторых, распространение технологии deep fake разрушает доверие к цифровым доказательствам;
в-третьих, сохраняется цифровое неравенство между городом и сельской местностью, которое способно породить территориальный дисбаланс в доступе к правосудию;
в-четвёртых, автоматизированные системы нередко воспроизводят социальные стереотипы, рискуя закрепить дискриминацию на машинном уровне;
и наконец, в-пятых, массовая обработка персональных данных ставит под угрозу само понятие приватности.
Искусственный интеллект и правовое регулирование
Важнейшим направлением цифровой трансформации в правоприменении является внедрение технологий искусственного интеллекта. ИИ — это «обоюдоострый меч». Обладая как научными, так и социальными характеристиками, ИИ также несет в себе риски и проблемы, принося при этом пользу людям. Использование ИИ в этой области открывает широкие возможности для анализа больших массивов данных, прогнозирования и предупреждения правонарушений, автоматизации рутинных процессов и повышения точности принимаемых решений. Например, интеллектуальные системы способны обрабатывать огромные объемы информации из различных источников, выявляя взаимосвязи и закономерности, которые могут быть незаметны при традиционных методах анализа.
Однако наряду с преимуществами использование искусственного интеллекта в правотворчестве и правоприменении сопряжено с рядом вызовов и угроз, среди которых можно выделить:
- этические и правовые вопросы использования персональных данных;
- риск принятия ошибочных решений, основанных на некорректных или необъективных алгоритмах;
- вопросы ответственности за решения, принятые системой ИИ;
- необходимость обеспечения прозрачности и объяснимости работы интеллектуальных систем.
Опыт Узбекистана по внедрению искусственного интеллекта в правоохранительную деятельность свидетельствует о необходимости комплексного подхода к правовому регулированию данных информационных технологий. Важно обеспечить баланс между эффективностью и защитой прав человека.
С этой целью в Узбекистане разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие использование технологий искусственного интеллекта и защиту данных, а также создаются механизмы контроля за их использованием.
Ответ на эти вызовы должен быть комплексным и междисциплинарным.
Во-первых, необходимо инициировать международное сравнительное исследование по регулированию искусственного интеллекта, охватывающее лучшие практики Европейского Союза, стран ОЭСР, США, Китая, России и других государств, с последующей адаптацией полученных результатов к национальному законодательству Узбекистана. Такое исследование позволит сформулировать единые критерии прозрачности алгоритмов, процедурного контроля и защиты персональных данных.
Во-вторых, необходимо учредить при Правительстве Национальный этический совет по вопросам применения искусственного интеллекта в правоприменительной сфере. Совет станет площадкой для одобрения этических чек листов, проведения публичных алгоритмических аудитов и ежегодной публикации отчётов о прозрачности автоматизированных решений.
В-третьих, целесообразным шагом представляется разработка и внедрение магистерской программы «Цифровое правосудие и киберрасследования» объединяющую криминалистику, аналитику больших данных и кибербезопасность. Подготовка специалистов киберследователей обеспечит правоохранительную систему кадрами, способными одновременно понимать юридические тонкости и управлять сложными техническими инструментами.
Цифровая трансформация и права человека
Цифровая трансформация — это не только технологический процесс, но и важнейший этап в переосмыслении роли государства, гражданина и закона в XXI веке. Реализуя стратегические программы «Цифровой Узбекистан – 2030» и «Стратегию развития технологий искусственного интеллекта до 2030 года», Новый Узбекистан демонстрирует, что цифровизация может идти рука об руку с соблюдением прав человека, открытостью публичных институтов и социальной справедливостью.
Современные вызовы требуют от нас гибкости, стратегического мышления и готовности к ответственности. Цифровые решения, встраиваясь в систему правосудия, не должны заменять человека, но усиливать его способности, помогать в принятии более точных, обоснованных и справедливых решений.
Сегодня крайне важно строить цифровое правовое государство не ради скорости, а ради смысла, не ради контроля, а ради доверия, не ради алгоритмов, а ради людей. Все усилия по цифровизации правотворчества, правоприменения и системы правосудия должны основываться на четких этических принципах и верховенстве закона.
Самым важным политическим офисом является — личность, человек, гражданин. Пусть каждая правовая инициатива в сфере цифровой трансформации будет направлена на укрепление именно этой роли активного, защищённого и уважаемого гражданина в современном цифровом обществе.
Недаром бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подчеркнул: «Давайте инвестировать в технологии и использовать их во благо. Но никогда не забывайте, что технологии сами по себе не освобождают нас от политической ответственности — направлять их на благо всего общества».
Данный подход позволит построить цифровое правовое будущее, в центре которого будет стоять человек, его права, свободы и достоинство.
А.Х.Саидов,
академик
- Добавлено: 30.06.2025
- Просмотров: 312
- Распечатать