В Постановлении Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2025 года «О подготовке и проведении празднования тридцать четвертой годовщины государственной независимости Республики Узбекистан» справедливо подчеркнуто, что «Национальный суверенитет и независимость любого государства в мире – это надежный политический и социальный фундамент, источник силы и могущества, который служит обретению страной как субъектом международного права достойного места в мировом сообществе, обеспечению мирной и благополучной жизни народа, его важнейших интересов».
Сегодня Новый Узбекистан уверенно идет по пути необратимых демократических реформ, реализует прагматичную внешнюю политику, ведет открытый и активный диалог с мировым сообществом, осуществляет масштабные реформы в сфере усиления гарантий защиты прав и свобод человека. Так, в целях реализации Стратегии «Узбекистан – 2030» осуществляются конкретные меры по совершенствованию гарантий и институциональных механизмов обеспечения прав и свобод человека согласно Государственной программе «Год охраны окружающей среды и зеленой экономики».
Как справедливо отмечает Президент Шавкат Мирзиёев: «Мечты и чаяния нашего народа, формировавшиеся на протяжении веков в различных идеях и практических действиях, сегодня воплощаются в концепции Нового Узбекистана».
Конкретные факты и цифры говорят о справедливости данного утверждению:
- впервые в истории за короткий период в результате ускоренного роста экономики страны объем ВВП превысил 110 миллиардов долларов США;
- рост охвата в системе дошкольного образования с 27 процентов в 2017 году достиг нынешних 77 процентов, в высшем образовании – с 9 процентов до 42 процентов, в стране создана система новой модели школ – творческие, специализированные и Президентские;
- впервые наши спортсмены вошли в число сильнейших пятнадцати команд Парижской Олимпиады и Паралимпиады, впервые в истории Узбекистана юношеская сборная по футболу до 17 лет, а также национальная сборная команда по футболу завоевали путевки на чемпионат мира.
Прагматичная дипломатия Нового Узбекистана
В нынешних чрезвычайно сложных условиях, когда в разных регионах мира усиливаются вооруженные конфликты, экологические и техногенные катастрофы, экономические кризисы, «торговые войны», угрозы терроризма и экстремизма, в нашей стране на основе принципа единого Узбекистана последовательно осуществляются меры по дальнейшему укреплению спокойствия и стабильности, атмосферы взаимного уважения и согласия, воспитанию молодежи в духе национальных и общечеловеческих ценностей.
В условиях глобальных изменений, новых вызовов и угроз дипломатия Нового Узбекистана добилась значительных успехов в укреплении экономического и политического потенциала страны, защите национальных интересов и улучшении международного имиджа государства.
В последние годы благодаря твердой политической воле главы государства на новый уровень подняты дружественные связи с братскими государствами региона, в мировой политике появились такие понятие и реальность, как «Центральноазиатский дух» и «Центральноазиатская идентичность». Мощный импульс динамичным преобразованиям придало достижение нового уровня доверия и партнерства в Центральной Азии. Установление в марте этого года стелы Дружбы на точке стыка границ Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана стало еще одним подтверждением укрепляющихся между нами отношений добрососедства и стратегического партнерства. Авторитетные аналитические центры активно изучает этот феномен стабильного и устойчивого развития стран региона.
Сегодня концепция «Новой Центральной Азии» становится реальностью, формируется единое транспортно-логистическое пространство. Регион стремительно развивается, превращаясь в центр экономического роста и инвестиционной активности. Используя уникальные исторические возможности, Центральная Азия становится пространством добрососедства и безопасности, взаимовыгодного сотрудничества и устойчивого развития. Реализуются программы и проекты, направленные на превращение Центральной Азии в полноценный транзитный хаб между Востоком и Западом, Севером и Югом. За последние годы объемы взаимной торговли выросли в 4,5 раза, удвоились инвестиции. В пять раз увеличилось количество совместных предприятий. В этом году начато строительство железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Значительно возрос грузопоток по транспортному коридору Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция.
Благодаря активной и прагматичной внешней политике, Узбекистан становится одним из центров международной политики и инициатором глобальных инициатив. Очередным подтверждением этого является проведение 3-4 апреля в Самарканде первого саммита ЕС – Центальная Азия с участием Президента Европейского Совета Антониу Кошта и Президента Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен. Саммит проведен под председательством Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева при участии лидеров Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
Кроме того, состоялся Самаркандский климатический форум – первое в Центральной Азии мероприятие такого уровня, целиком посвященное вопросам экологии и устойчивого развития. Форум стал важным событием для региона и привлек внимание международного сообщества: в нем приняли участие три заместителя генерального секретаря ООН, руководители крупных экологических организаций, представители более 30 стран и международных агентств, включая UNCCD, FAO, UNIDO, UNECE и ICBA, а также министры и эксперты в области экологии.
Парламентское измерение и Новый Узбекистан
Еще одним мероприятием планетарного масштаба стало проведение 5-9 апреля 2025 года в Ташкенте по инициативе Президента Шавката Мирзиёева юбилейной 150-й Ассамблеи Межпарламентского союза на тему «Парламентские действия в интересах социального развития и справедливости». На полях Ассамблеи проведены Глобальный форум молодых парламентариев и Международный женский парламентский форум. В форуме приняло участие около 2000 парламентариев из более 140 стран, а также более 20 международных и межпарламентских организаций.
Впервые в истории Центральной Азии это мероприятие состоялось в Узбекистане, что является очередным признанием международным сообществом демократических реформ, проводимых в стране под руководством Президента, а также масштабных усилий по развитию парламентаризма. Кульминацией многодневных дискуссий и отражением консенсуса международного парламентского сообщества по приоритетным вызовам современности стало принятие итогового программного документа форума – Ташкентской декларации “Парламентское движение за социальное развитие и справедливость”.
Ташкентская декларация, которая была утверждена в качестве официального документа 79-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, носит стратегический характер и представляет собой комплексную рамочную программу для парламентских действий в области глобальной безопасности и укрепление мира, устойчивого развития, социальной справедливости и продвижение прав человека и гендерного равенства, поддержку молодежи и инклюзивного образования.
Следует подчеркнуть, что в Стратегии «Узбекистан – 2030» вопросы дальнейшего развития института парламента отнесены к приоритетным задачам. За последние годы принято более 20 законов, направленных на повышение роли законодательной власти в жизни общества и государства.
Полномочия парламента кардинально расширила Конституция в новой редакции, принятая в 2023 году на общенациональном референдуме. Количество исключительных полномочий Законодательной палаты Олий Мажлиса увеличилось с 5 до 12, а Сената – с 14 до 18. Законодательной власти передан ряд полномочий Президента по формированию судебных, антикоррупционных и антимонопольных органов. Еще больше усилены участие парламента в формировании Правительства, механизмы контроля над правоохранительными органами, а также в межпарламентском сотрудничестве. В настоящее время палаты Олий Мажлиса установили тесные связи с почти 100 зарубежными парламентами, эффективно работают 80 групп дружбы и совместных комиссий парламента.
Становлению более профессионального и ответственного парламента со значительным влиянием политических партий и новым гендерным измерением способствовали прошлогодние выборы на основе новой смешанной избирательной системы и увеличения квоты для женщин-кандидатов. Сегодня доля женщин в национальном парламенте достигла 38 процентов, и данный показатель получил оценку Межпарламентского союза как самый высокий рост в Азиатском регионе за последние 30 лет.
В нижней палате сформированы парламентские большинство и оппозиция. Кроме того, на законодательном уровне приняты меры по расширению прав парламентской оппозиции, которые предусматривают предоставление дополнительных прав фракциям политических партий, объявивших себя парламентской оппозицией (их число увеличивается с 3 до 6). В частности:
- до рассмотрения законопроекта во втором чтении предоставляется право вносить альтернативную редакцию проекта закона или его отдельных положений;
- право занимать одну должность председателя комитета и две должности заместителей председателей комитетов в Законодательной палате;
- право выносить не менее одного вопроса ежеквартально в рамках «правительственного часа» и парламентского запроса.
Оппозиция также может занести в протокол пленарного заседания Законодательной палаты свое особое мнение по обсуждаемым вопросам, а также имеет право на гарантированное участие её представителей в согласительной комиссии по отклонённому Сенатом закону.
Кроме того, исходя из этих изменений в регионах страны были расширены полномочия местных Кенгашей народных депутатов. В частности, им передано более 30 полномочий, и этот процесс последовательно продолжается. Реализуется Концепция развития деятельности представительных органов государственной власти на местах до 2030 года, которая предусматривает усиление роли местных Кенгашей в различных сферах общественно-политической жизни. В частности, Кенгашам народных депутатов передаются следующие полномочия:
- установление минимального размера ставок арендной платы за эксплуатацию государственной недвижимости;
- утверждение правил содержания мест погребения и размера тарифов оказания таких услуг;
- определение и резервирование минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите, испытывающих затруднения в поиске работы и неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
- предоставление разрешений на повышение или понижение (с установкой соответствующих дорожных знаков) скорости движения на отдельных участках дорог.
Кроме того, вводится институт «часа Кенгаша», на котором хокимы будут отчитываться перед депутатами и общественностью. Также предлагается перераспределение части доходов (госпошлины, штрафы, сборы) в пользу местных бюджетов. При Кенгашах также будут созданы Молодёжные группы по принципу молодёжных парламентов при палатах Олий Мажлиса, а также консультативные группы с участием представителей негосударственных некоммерческих организаций, махаллей, других институтов гражданского общества и научных кругов. Кандидатуры на должность заместителя хокима области, города Ташкента, района (города) теперь будут предварительно обсуждаться в постоянных комиссиях местного Кенгаша, а также заслушиваться программы развития территорий.
В период май-июнь 2025 года в 8852 махаллях 208 районов и городов Узбекистана прошли выборы председателей махаллей. В них приняли участие 2 млн 173 тысяч 634 уполномоченных представителей жителей, которые выбирали из 26 334 кандидатов. Руководители махаллей впервые избирались на 5 лет (ранее – 3 года). Председателями избраны 8852 человека. Из них в 3962 махаллях (44,8%) избраны новые руководители, остальные были переизбраны. Среди избранных – 1196 женщин и 306 депутатов районных (городских) кенгашей. Средний возраст нового состава председателей составляет 51 год.
Таким образом, в течении последнего года в стране на качественно новой основе сформированы все элементы представительной демократии –национальный парламент, местные представительные органы и органы самоуправления граждан.
Новый Узбекистан – социальное государство
В новой редакции Конституции четко определено, что страна является социальным государством. Так, в статье 43 говорится, что государство обеспечивает занятость граждан, защищает их от безработицы, принимает меры по сокращению бедности, организует и поощряет профессиональную подготовку и переподготовку граждан.
Согласно Стратегии «Узбекистан — 2030», к 2026 г. уровень бедности планируется сократить вдвое по сравнению с 2022 г., а к 2030 г. – повысить доходы 4,5 млн. человек, подверженных риску попадания в бедность, и подготовить 500 тыс. квалифицированных специалистов на основе социального партнерства. За последние 8 лет в стране из бедности были выведены более 7 миллионов человек, уровень бедности снизился с 35 процентов до 8,9 процента. В этом году поставлена цель уменьшить этот показатель до 6 процентов.
Ключевые задачи и меры по сокращению бедности и социальной защите прочно закреплены в законодательстве и государственных стратегиях. Начата реализация общенациональной программы «От бедности к благополучию». В частности, для осуществления этой деятельности были созданы Национальное агентство социальной защиты и центры социального обслуживания «Инсон». В результате гарантированная социальная защита охватила более 2,3 млн. нуждающихся семей, женщин, пожилых и инвалидов. Это в четыре раза больше, чем в 2017 г. Кроме того, конкретные результаты показывают совершенно новые организационно-правовые механизмы, такие как «Железная тетрадь», «Женская тетрадь», «Молодежная тетрадь», «Тетрадь милосердия».
Узбекистан стремится к устойчивому сотрудничеству с международными организациями и странами для обмена опытом и реализации проектов, направленных на поддержку нуждающихся. По словам Президента Ш.Мирзиёева, «взаимный диалог по многомерной бедности служит достижению благородных целей, а выработанные по его итогам практические предложения и рекомендации станут новым шагом в деле сокращения бедности в глобальном масштабе».
Узбекистан вступил в Глобальный альянс по борьбе с голодом и бедностью, что явилось историческим шагом в решении глобальных проблем продовольственной безопасности и активной борьбе с голодом, бедностью и неравенством. Данные усилия страны, обусловленные инвестициями и ключевой ролью институтов махалли, направлены на образование, создание рабочих мест и развитие сельских районов. С начала года в этой сфере внедряются модели, основанные на международном опыте. В частности, банковская система стала активно взаимодействовать с махаллями, оказывая поддержку в обеспечении занятости.
Ключевым элементом в повышении занятости остается качество профессионального образования. Это требует расширения сотрудничества с работодателями, повышения уровня подготовки кадров и активного привлечения частного сектора. В частности, предусмотрено внедрение бесплатных видеокурсов через интернет, а также предоставление работающим гражданам возможности пройти переподготовку или повысить квалификацию с использованием «профессиональных ваучеров».
Анализируя происходящие в стране стремительные изменения, можно смело утверждать, что статус Узбекистана как суверенного, демократического, правового, социального и светского государства и надежного партнера на международной арене значительно укрепился. Более того, конструктивные инициативы, имеющие международное и региональное значение, получили единодушную поддержку мирового сообщества.
А.Х. Саидов,
академик, депутат Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан
№ 163 (9007) газеты «Народное слово», от 12 августа 2025 года
- Добавлено: 12.08.2025
- Просмотров: 136
- Распечатать