В Узбекистане вопросы поощрения, соблюдения и защиты прав человека рассматриваются как один из приоритетов государственной политики. Сегодня в стране сформирована собственная модель системной и поэтапной имплементации международных стандартов прав человека в национальное законодательство и правоприменительную практику.
В настоящее время наша страна является участником более 80 международных договоров по правам человека. Принимаются практические меры по приведению национального законодательства в соответствие с международными стандартами в области прав человека.
В этом контексте принят Указ Президента «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности», который направлен на реализацию конституционных норм о приоритете прав человекав деятельности государственных органов, в том числе судов и правоохранительных органов.
Приоритетное внимание уделяется углублению реформ в судебно-правовой сфере, в результате которых были приняты конкретные меры по имплементации международных стандартов в сфере независимости судов и защиты права на справедливое судопроизводство. В частности, установлена строгая ответственность за использование в качестве доказательств обвинения сведений, полученных незаконными методами.
В результате проведенной работы защита прав человека при отправлении правосудия поднята на новый уровень. В частности, оправданы около 2,3 тысячи несправедливо обвиненных лиц, в отношении более 3,5 тысячи молодых людей и женщин, по заблуждению вступивших на путь преступности, которые могли быть приговорены к наказанию в виде лишения свободы, на основе поручительства махалли и общественности назначены более мягкие наказания, что позволило им остаться в кругу своей семьи.
Наряду с этим имеющиеся недостатки в деятельности правоохранительных органов, в частности, применение незаконных методов в судебно-следственной практике, вызывает справедливые нарекания граждан и общественности. Наличие таких случаев вызывает обоснованные возражения населения, приводит к потере доверия к правоохранительным органам и правосудию. Нарушения прав человека в судебно-следственной деятельности отмечалось также в ходе рассмотрения национальных докладов Узбекистана на заседаниях комитетов ООН по правам человека и против пыток.
На решение этих и других актуальных проблем при осуществлении справедливого судопроизводства и соблюдения прав человека в ходе следствия направлен новый указ Президента, согласно которому:
- предусматривается внедрение порядка применения института примирения в случае изменения предъявленного лицу обвинения, подпадающие под действие института примирения, независимо от того, в какой судебной инстанции рассматривается уголовное дело;
- сотрудникам органов доследственной проверки, дознания и предварительного следствия запрещается склонять лицо к совершению противоправных действий и обвинять его в преступлении, совершенном вследствие такого склонения;
- запрещается также вызывать в правоохранительные органы и допрашивать близких родственников задержанного подозреваемого или обвиняемого в случае отсутствия оснований для привлечения их в качестве участников процесса.
- в соответствии с передовым зарубежным опытом внедрение институт соглашения о признании вины, который предусматривает заключение письменного соглашения с органами дознания и предварительного следствия и назначение судом наказания, не более половины размера и (или) срока максимального наказания, предусмотренного в соответствующей статье Уголовного кодекса, в отношении лиц, явившихся с повинной, чистосердечно раскаявшихся, активно способствовавших раскрытию преступления и загладивших причиненный вред;
- внедряется порядок предварительного закрепления (депонирования) судом показаний свидетеля и потерпевшего с участием сторон на стадии досудебного разбирательства по уголовному делу на основе ходатайства подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, прокурора или адвоката при наличии оснований полагать, что более поздний их допрос может оказаться невозможным в силу тяжелого заболевания или необходимости выезда за границу на длительный срок;
устанавливается обязательное участие защитника при рассмотрении дел в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжкого преступления, а также лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста.
Кроме того, в целях совершенствования рассмотрения уголовных дел в суде предусматривается, что:
если во время судебного следствия установлены обстоятельства, указывающие на совершение подсудимым преступления, по которому обвинение ему ранее предъявлено не было, всем сторонам по делу предоставляется право на внесение в суд ходатайства о выявлении оснований для привлечения подсудимого к уголовной ответственности по новому обвинению;
если во время судебного следствия установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления лицом, не привлеченным к ответственности, всем сторонам по делу предоставляется право на внесение в суд ходатайства о выявлении оснований для привлечения к участию в деле в качестве обвиняемого данного лица;
внедряется порядок применения института примирения в случае изменения предъявленного лицу обвинения на статью или часть статьи Особенной части Уголовного кодекса Республики Узбекистан, подпадающие под действие института примирения, независимо от того, в какой судебной инстанции рассматривается уголовное дело;
внедряется порядок направления уголовного дела прокурору для установления лица, действительно совершившего преступление, и привлечения его к участию в деле в качестве обвиняемого, в случае вынесения оправдательного приговора ввиду непричастности подсудимого к совершению преступления.
В соответствии с рекомендациями Комитетов ООН по правам человека и против пыток в законодательство и правоприменительную практику вводятся новые изменения, предусматривающие медицинский осмотр лица, задержанного при проведении доследственной проверки или следствия, осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, а также освидетельствование подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, содержащегося в изоляторе временного содержания или в следственном изоляторе, по ходатайству данных лиц либо их адвоката должны быть осуществлены работниками медицинских учреждений, неподведомственных изоляторам временного содержания, следственным изоляторам или учреждениям по исполнению наказания, в течение 24 часов, с возмещением расходов за счет стороны, внесшей ходатайство;
Кроме того, Указ направлен также на совершенствование материально-технического обеспечения деятельности следственных органов, в частности, предусматривается, обеспечение дознавателей и следователей средствами видеосъемки, полное оснащение следственных изоляторов и учреждений по исполнению наказания техническими средствами и оборудованием, используемыми при проведении следственных действий в режиме видеоконференцсвязи, а также наличие в служебных помещениях специальных отдельных комнат для проведения следственных действий и встреч подозреваемых и обвиняемых с защитником наедине.
Указ Президента будет способствовать также реализации Национальной стратегии прав человека, которая предусматривает повышение роли судебной власти в обеспечении прав, свобод и законных интересов человека, полной реализации принципов равноправия и состязательности в судебных процессах, а также совершенствование механизма обеспечения прав и интересов участников судопроизводства, в том числе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в уголовном процессе.
Дильноза Муратова,
Заместитель директора
Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека
("Правда Востока", 18.08.2020)
- Добавлено: 18.08.2020
- Просмотров: 4074
- Распечатать