«Обеспечение гендерного равенства и предотвращение насилия в отношении женщин: опыт Польши»

В период с 6 по 11 января т.г. состоялся визит делегации Узбекистана в составе представителей Кабинета Министров, Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, Министерства юстиции, Центра «Стратегия развития», Института проблем законодательства и парламентских исследований, Комитета женщин Узбекистана, РНПЦ «Оила», Республиканского центра по реабилитации жертв насилия и предотвращению суицида среди женщин. Всего 14 человек.

Цель визита - изучение правовых механизмов в области обеспечения гендерного равенства и предотвращение насилия в отношении женщин.

Визит был организован в рамках проекта Программы ЮСАИД по судебно-правовой реформе в Узбекистане.

Программа ознакомительного визита включала в себя:

  1. изучение правовой системы по предотвращению домашнего насилия, а также законодательного регулирования вопросов гендерного равенства;
  2. изучение деятельности Министерства семьи, труда и социальной поддержки по предотвращению домашнего насилия;
  3. ознакомление с работой шелтеров для женщин с детьми и беременных женщин;
  4. обмен опытом по вопросам организации и проведения мониторинга равного обращения со стороны Омбудсмана Польши;
  5. изучение муниципальной политики по гендерному равенству, а также роли гендерного консультанта в законодательном процессе;
  6. ознакомление с проектом «Хороший родитель – хорошее начало» по работе с детьми – жертвами насилия;
  7. ознакомление с деятельностью Рабочей группы по гендерному равенству в Сейме (нижней палате парламента) Польши.

В рамках визита делегация Узбекистана провела встречу в Ассоциацией «Голубая линия», которая осуществляет профилактические и комплексные программы для помощи людям, вовлеченным в насилие в семье. 

Ассоциация реализует одну из программ первой помощи в Польше для людей, подвергающихся насилию в семье; предлагает индивидуальную, семейную и психологическую помощь для пар, проводит мероприятия по развитию междисциплинарного сотрудничества в местных условиях, разрабатывает руководства для людей, испытывающих и использующих насилие в семье, проводит обучающие мероприятия, готовит специалистов в области противодействия насилию, принимает участие в местных и общенациональных совещаниях, оказывающих влияние на выработку системных решений в области противодействия бытовому насилию, разрабатывает и реализует запатентованные программы по предотвращению насилия в школах.

По словам представителей Ассоциации, в Польше в среднем каждую неделю в результате жестокого обращения в семье гибнет три женщины. Однако, жертвами домашнего насилия становятся не только женщины, но и дети, и люди преклонного возраста.

По мнению экспертов, данная проблема существует благодаря ряду стереотипов, мифов и «пресловутой» тайне четырех стен. Поэтому, реальные размеры проблемы значительно больше, чем показывает статистика. Статистика говорит о том, что в среднем в каждой четвертой польской семье имеет место насилие.

Очередным мифом и стереотипом бытовало мнение о том, что в семейные дела нельзя вмешиваться. Также считалось, что не надо громко говорить о том, что происходит в доме и что проблемы нужно решать в семейном кругу. В результате жертвы вынуждены сами решать свои трудности, и они не обращались за помощью.

Насилие в семье, главным образом, ассоциируется с рукоприкладством, но существуют и другие виды насилия, более изощренные и менее заметные. Среди прочего это: психическое насилие, экономическое насилие, то есть когда члену семьи отказывается в финансовой поддержке и опеке.

В целях создания механизма борьбы с этим явления и предотвращения домашнего насилия в Польше 20 сентября 2005 года был принят Закон о предотвращении насилия в семья, а также утверждена Национальная программа по предупреждению насилия в семье.

В рамках встречи была представлена подробная информация о процедуре «Голубая линия», которая действует в Польше более 20 лет, и предусматривает работу в трех направлениях:

Первое направление - разработка процедуры «Голубая линяя»

Второе направление - разработка учебных курсов;

Третье направление – проведение социальных кампаний, информирование общественности.

Благодаря принимаемым мерам, в Польше в общественном сознании начинает циркулировать понятие «психическое насилие». Насилие уже не только ассоциируется с физической силой. Все больше людей осознают явление психического насилия (разного рода вульгарные выражения, ругательства, клички, эмоциональный шантаж и прочее).

Кроме того, в повседневную жизнь вводится понятие экономического насилия, означающем ограничение доступа к разным материальным благам, деньгам, а также отсутствие надлежащего ухода за людьми преклонного возраста и людьми с ограниченными возможностями.

Во время встречи отмечалось, что анализ информации, получаемой по телефонным обращениям в Ассоциацию свидетельствует о том, что люди стали реагировать не только на физические издевательства, но и на психические издевательства в отношении женщин и детей. Таким образом, ситуация начала меняться к лучшему. Однако, по словам экспертов, другие формы насилия, такие как: экономическое и сексуальное, не так легко выявить, в результате чего такие формы насилия остаются латентными.

В целях борьбы с различными формами насилия в отношении женщин Ассоциация разработала Программу по предупреждению насилия в семье и защите от него, основными целями которой явились:

  1. увеличение доступности и разнообразия услуг по оказанию специальной помощи, соответствующих потребностям людей, пострадавших от бытового насилия;
  2. ограничение использования домашнего насилия и снижение его последствий для здоровья и общества;
  3. повышение чувства безопасности в семьях, где происходит насилие;
  4. повышение мотивации и навыков людей, испытывающих насилие в семье, чтобы остановить его и вести себя конструктивно в жизни;
  5. улучшение функционирования людей, пострадавших от бытового насилия в различных сферах жизни, в том числе семейной, профессиональной, социальной.

При Ассоциации действует Национальная служба неотложной помощи жертвам семейного насилия «Голубая линия» - круглосуточная горячая телефонная линия «800 12 00 02», куда за помощью могут обратиться граждане – жертвы, свидетели, сами лица, совершающие насилие. Им оказывается психологическая поддержка и правовая помощь.

Особый акцент по предотвращению домашнего насилия основан на двух подходах:

во-первых, работа по борьбе с насилием проводится как с самими жертвами насилия, так и с лицами, совершающими насилие;

во-вторых, борьба с насилием начинается с подозрения о том, что в данной семье может применяться насилие. 

Важное значение в предотвращении домашнего насилия, по словам представителей польских ННО, играет и образование. Так, Ассоциация проводит информационно-просветительскую работу (тренинги, семинары) как для представителей государственных органов, вовлеченных в вопросы противодействия домашнему насилию, так и для самих жертв и лиц, совершающих насилие.

Курс обучения по вопросам домашнего насилия включен в курсы повышения квалификации всех служб и это закреплено в законе. Имеются различные уровни курсов – базовый и специфический для конкретных органов. Разработаны курсы–практики, включающие в себя 120 часов обучения. 

В целях информирования широкой общественности о проблеме домашнего насилия проводится социальная кампания: по телевидению и радио демонстрируются социальные ролики, на рекламных щитах размещаются плакаты, призывающие реагировать на случаи насилия.  СМИ оповещают о случаях домашнего насилия, а также упоминают те случаи, в которых произошла трагедия.

Для работы с жертвами насилия в страны созданы шелтеры, которые проводят комплексную работу с семьями. Финансирование деятельности шелтеров осуществляется за счет средств местных органов государственного власти и управления.

На встрече в Министерстве семьи, труда и социальной поддержки  были обсуждены правовые основы борьбы с насилием в семье. В частности, отмечалось, что в 2005 году в Польше был принят первый закон о борьбе с домашним насилием, который определил задачи и принципы работы по борьбе с домашним насилием. Несмотря на то, что в польском обществе существовали различные взгляды и многие не понимали, почему в семейные дела можно вмешиваться, главным достижением этого закона явилось осознание парламентариями существования в обществе проблемы семейного насилия и необходимости защиты жертв насилия и противодействия этому явлению.

После принятия закона в 2005 году, который явился компромиссом между различными мнениями в решении вопроса семейного насилия и не устанавливал защиту жертв домашнего насилия, в обществе был инициирован процесс дальнейшего его совершенствования.

В 2010 году парламент Польши принимает закон в новой редакции, который действует и по сей день. Основным постулатом данного закона явилось положение о том, что «чем раньше государство вмешается в вопросы семьи – тем дольше продержится эта семья». Учитывая, что проблема семейного насилия является комплексной проблемой, Закон предусмотрел создание междисциплинарных групп из числа представителей различных государственных органов – правоохранительных органов, органов образования, здравоохранения, труда и социальной защиты.

Особенность внесения изменений в Закон о домашнем насилии состояла также и в том, что особое внимание в ней было уделено детям - жертвам домашнего насилия. В Закон включено положение, регламентирующее, что в случае, если жизни и здоровью ребенка угрожает опасность, полиция, органы образования или здравоохранения могут инициировать процесс изъятия ребенка из семьи. После внесения изменений в Закон о домашнем насилии, соответствующие поправки были внесены и в Кодекс о семье, предусматривающие, что применение физического насилия в отношении детей не является эффективным методом воспитания ребенка.

В дополнение к Закону правительством страны утверждена Национальная программа по предотвращению насилия в семье на 2006 – 2016 годы, которая предусматривала мероприятия по предотвращению домашнего насилия, которые финансировались за счет средств Государственного бюджета. Так, на реализацию мероприятий в рамках Национальной программы на период 2006-2016 годы было выделено 133 млн. злотых, но в связи с тем, что финансовые средства были потрачены раньше сроков реализации программы, и в 2014 году была принята новая Национальная программа.

Национальная программа по предотвращению насилия в семье на 2014-2020 годы осуществляется по 4 направлениям:  

- профилактика домашнего насилия;

- общественное образование;

-  помощь жертвам домашнего насилия;

- взаимодействие и сотрудничество с лицами, применяющими насилие в семье.

Для реализации Национальной программы были получены средства из государственного бюджета в размере 135 млн злотых (34 млн. евро) на 6 лет.

Представляя информацию о деятельности Министерства, польская сторона отметила, что после принятия Закона «О домашнем насилии» в новой редакции, в 2010 году на Министерство труда и социальной защиты был возложен мониторинг исполнения Национальной программы и для этих целей в структуре Министерства семьи, труда и социальной поддержки создан Департамент по мониторингу исполнения программы против домашнего насилия. 

Мониторинг хода реализации Национальной программы осуществляет специально созданная Комиссия, состоящая из 21 члена из числа представителей государственных органов (7 чел.), неправительственных организаций (10 чел).

Министерство представляет в парламент ежегодную информацию о ходе реализации Национальной программы по предотвращению насилия в семье.

В настоящее время министерством начата работа над подготовкой новой Национальной программы. 

Участникам встречи была также представлена подробная информация о механизме «Голубая карта», созданном в соответствии с поправками в Закон «О домашнем насилии», внесенными в 2010 году.

Данная процедура предусматривает механизм взаимодействия различных государственных органов по защите жертв насилия и оказанию помощи одновременно по нескольким направлениям. Ценность «Голубой карты» состоит также в том, что жертва не должна рассказывать свою историю по нескольку раз. Карта заполняется один раз, и все задействованные в этом процессе участники могут получать информацию из формуляра, заполненного инициаторами и участниками карты.

Ежегодно в Польше заполняются 98 тыс. «голубых карт», хотя с 2014 года эта тенденция понижается. Инициаторами возбуждения «голубых карт» в большинстве случаев выступают сотрудники полиции, а также сотрудники центров социальной помощи. При этом, возбуждение процедуры «голубой карты» не требует согласия жертвы насилия и сама процедура может быть начата на основе наличия подозрений о возможных случаях насилия в семье. 

В ходе встречи стороны также обсудили вопросы касательно создания и деятельности шелтеров для жертв насилия в соответствии с Законом о домашнем насилии. Так, по информации представителей Министерства, под ведением Министерства действуют шелтеры для беременных женщин, матерей с детьми, где, как правило, женщины могут находиться до 3-х месяцев, а в отдельных случаях и до 1 года. В 2019 году услугами шелтера воспользовались 1100 человек.

Делегация Узбекистана посетила также шелтер для женщин с детьми и беременных женщин «Этезия», который создан при мэрии
г. Варшава и функционирует за счет средств местного бюджета. Шелтер рассчитан на содержание одновременно 130 человек, включая женщин и детей, которые могут находится в нем сроком до 1 года.

Согласно установленным правилам, женщина, являющаяся жертвой насилия либо находящаяся в тяжелом положении, может обратиться в отдел социальной помощи с просьбой о размещении в шелтере.

Главная задача шелтера – обеспечение безопасности для жертвы насилия и предоставление ей места проживания, а также подготовка женщин к самостоятельной жизни. Для каждой женщины составляется отдельный план работы с ней, оказывается психологическая и правовая помощь.

Будучи в шелтере, женщины не находятся в изоляции, они живут повседневной жизнью – ходят на работу, отводят детей в детские дошкольные и школьные учреждения, а затем возвращаются в шелтер.

В случае, если женщина принимает решение уйти из дома, она вправе обратиться с заявлением на получение социального жилья, которое может быть предоставлено мэрией г. Варшава при условии выполнения всех требований, установленных законодательством.

На встрече с сотрудниками офиса Уполномоченного по гражданским правам Республики Польша обсуждены основные задачи, направления деятельности и полномочия польского Омбудсмана, порядок назначения и сроки его полномочий, изучена практика работы с обращениями граждан, в том числе по вопросам недискриминации.

Особое внимание было уделено закреплению статуса Омбудсмана Польши в Конституции страны, что является гарантом его независимости при осуществлении своих полномочий.

Конституция Республики Польша в статье 32 закрепляет также общий принцип недискриминации, а в статье 33 гарантируется равенство прав женщин и мужчин в семейной, политической, социальной и экономической жизни.

3 декабря 2010 года Польша ратифицировала 5 директив ЕС касательно равных прав и возможностей, а затем приняла специальный Закон «О равном обращении», который установил конкретный перечень оснований дискриминации. Согласно Закона Омбудсман получил дополнительные полномочия по защите прав граждан по вопросам недискриминации. 

В соответствии с Законом о равном обращении человек, который подвергся дискриминации вправе потребовать компенсацию в гражданском судопроизводстве, при этом бремя доказывания отсутствия факты дискриминации лежит на ответчике.

В ходе посещения мэрии г. Варшавы члены делегации Узбекистана провели встречу с советником мэра г. Варшавы по гендерным вопросам, должность в мэрии г. Варшава была учреждена по инициативе мэра для реализации программных задач, определенных в предвыборной кампании.

Для оказания содействия деятельности при советнике мэра по гендерным вопросам создать Совет женщин.

Принята специальная Программа по улучшению положения женщин г. Варшава, которая предусматривает осуществление следующих мероприятий:

  1. координацию деятельности государственных органов г. Варшавы, занимающихся различными аспектами прав женщин;
  2. улучшение ситуации по трудоустройству женщин;
  3. создание дополнительных мест в детских садах для детей в возрасте до 3-х лет;
  4. доступ женщин к медицинским услугам и праву на аборт.

         Советник инициировала при поддержке неправительственных организаций социальные кампании по недопущению насилия в отношении женщин; организованы социальные кампании по трудоустройству женщин.

В рамках ознакомительного визита в Польшу проведена встреча с председателем Рабочей группой по гендерному равенству Сейма Республики Польша В. Новичкой, которая отметила, что 1 августа 2015 года в Польше в законную силу вступила Конвенция о противодействии насилию по отношению к женщинам и домашнему насилию. Конвенция Совета Европы была ратифицирована польским парламентом в начале февраля 2015 года. Благодаря Конвенции появилась возможность оказывать эффективную помощь жертвам домашнего насилия, открыта круглосуточная инфолиния для людей, подвергающихся насилию.

По итогам ознакомительного визита члены делегации представили свои предложения, направленные на дальнейшее совершенствование законодательных и институциональных основ обеспечения гендерного равенства и противодействия насилию в отношении женщин и детей.

 

Д. Муратова
Заместитель директора
Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech