14 июня 2018 года в г. Ташкенте состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Общественная экспертиза законов и иных нормативно-правовых актов как эффективная форма общественного контроля за деятельностью государственных органов», организованное Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Комитетом Законодательной палаты Олий Мажлиса по демократическим институтам, негосударственным некоммерческим организациям и органам самоуправления граждан при поддержке Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане.
На заседании «круглого стола» приняли участие депутаты, сенаторы представители ключевых министерств и ведомств, национальных институтов по правам человека, научно-образовательных учреждений, а также институтов гражданского общества. На мероприятии с докладом выступили европейские эксперты Л.Саджая, С.Остаф и Т.Кубилиус.
На мероприятии было отмечено, что в Республике Узбекистан идет активная работа по правовому регулированию общественных отношений, возникающих между государством и институтами гражданского общества, принимаются новые законы и другие нормативно-правовые акты, восполняющие имеющиеся еще пробелы в законодательстве, отменяются устаревшие нормы и предписания, препятствующие реформированию общества. Значительной вклад в укрепление организационно-правовых основ участия институтов гражданского общества в общественном управлении внесли Закон Республики Узбекистан «Об общественном контроле» от 12 апреля 2018 г. и Указ Президента Республики Узбекистан от 4 мая 2018 г. «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны, который создан Консультативный совет по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан.
На заседании «круглого стола» отмечалось, что общественный контроль над деятельностью государственных органов и должностных лиц осуществляется в Узбекистане путем привлечения ННО к проведению общественных обсуждений, общественных экспертиз законопроектов, а также путем осуществления мер, направленных на изучение состояния реализации действующего законодательства. ННО принимали участие в процессе широкого общественного обсуждения порядка 30 проектов законодательных актов, таких как законы «О социальном партнерстве», «Об общественном контроле», «Об экологическом контроле», «Об основах государственной поддержки семьи», «Об опеке и попечительстве», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» и т. д. Практика показывает, что не всегда представители ННО, независимый эксперты имеют четкое представление о правилах проведения общественной экспертизы законопроектов.
Термин «экспертиза» с латинского означает «опытный», «испытанный». В более широком значении экспертизу можно растолковать как изучение экспертом каких-либо вопросов, проблем решение которых требует специальных знаний в исследуемой сфере. Проведение любой экспертизы должно заканчиваться обоснованными мотивированными выводами, содержащими рекомендации по устранению выявленных проблем.
Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев верно отметил, что необходимо обеспечить тщательную разработку законопроектов, напрямую регулирующих общественные отношения, а также резко сократить количество ведомственных актов. Он подчеркнул, что за последние три года 157 решений государственных органов были приняты на основе законов, утративших свою силу.
Целью общественной экспертизы является содействие в обеспечении, реализации и защите прав и законных интересов граждан при выработке, принятии и исполнении решений органов государственной власти и управления, установление соответствия их деятельности или некоторых социальных институтов приоритетам граждан, целям и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению такого соответствия, включая и законодательные нормы.
В ходе заседания «круглого стола» состоялась презентация научно- методического пособия «Организация исполнения международных обязательств Республики Узбекистан в сфере прав, свобод и интересов человека: правовые аспекты», а также рассмотрены на основе зарубежного и национального опыта правовая сущность общественной экспертизы, ее объектов, субъектов, целей, задач, принципов, методов, процедур осуществления представителями неправительственного сектора. Также были обсуждены вопросы создания благоприятных условий для проведения качественной общественной экспертизы законодательства, определены современные (инновационные) подходы повышения эффективности взаимодействия государственных органов и ННО в нормотворческой сфере. Особое внимание было уделено проведению гендерной, антикоррупционной, ювенальной общественной экспертизы законодательства. Участниками мероприятия были утверждены рекомендации по совершенствованию организационно-правовых и методических основ проведения общественной экспертизы.
- Добавлено: 28.04.2018
- Просмотров: 7665
- Распечатать