Академик Акмал Саидов в своей статье рассказал об особенностях принятого в Узбекистане Избирательного кодекса. Материал директора Национального центра Республики Узбекистан по правам человека размещен рядом зарубежных СМИ, в том числе на веб-сайте журнала The Baltic Course («Балтийский курс»), в газете Bukharian Times (США).
В статье, прежде всего, подчеркивается, что необходимые условия демократического государства – это реализация прав каждого избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.
Международные стандарты избирательного права полностью имплементированы в национальное выборное законодательство, включающее сегодня в себя Конституцию Республики Узбекистан, Избирательный кодекс и другие законодательные акты страны.
В статье 117 Конституции Республики Узбекистан закреплено, что выборы Президента, в Законодательную палату парламента, в местные представительные органы государственной власти проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие восемнадцати лет. Выборы проводятся с периодичностью пять лет.
Отмечается, что в этом году принят Избирательный кодекс Республики Узбекистан, который полностью раскрывает практические механизмы реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами общества и государства.
Проект Избирательного кодекса был опубликован на портале «СОВАЗ» и на сайте Центральной избирательной комиссии, то есть прошел общественное обсуждение. По нему также получены заключения авторитетных международных организаций, в частности, БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы.
В ходе подготовки Кодекса проведена инвентаризация избирательного законодательства и обобщена национальная практика проведения выборов, а также изучено избирательное законодательство более 30 зарубежных стран.
В Кодексе предусмотрено обеспечение прямого избрания членов хотя бы одной из палат парламента, что отвечает положениям международных документов о выборах.
Упразднен порядок выдвижения кандидатов в районные (городские) Кенгаши народных депутатов органами самоуправления граждан, что было необходимо в период становления национальной государственности, отсутствия развитой многопартийной системы. Сегодня в этом институте уже нет потребности.
Теперь избиратели вправе ставить подпись в поддержку одной или нескольких политических партий, что закреплено в статье 38 Избирательного кодекса.
Увеличено количество доверенных лиц кандидатов в депутаты (10 – для Законодательной палаты, 5 - областных Кенгашей народных депутатов, 3 – районные и городские Кенгаши народных депутатов).
Усилена роль наблюдателей от политических партий, которые теперь наделены дополнительным правом получать копии документов о результатах выборов сразу после составления протокола избирательной комиссии по итогам подсчёта голосов.
Установлен порядок незамедлительного вывешивания на избирательном участке копии протокола участковой избирательной комиссии о подсчете голосов для всеобщего ознакомления на срок не менее чем 48 часов.
Кандидату или наблюдателю предоставлено право подавать жалобу относительно любого аспекта избирательного процесса (в том числе запросить пересчет голосов или признать недействительными результаты выборов).
Согласно статье 102 Избирательного кодекса, решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов в депутаты, самими кандидатами в депутаты, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в вышестоящую избирательную комиссию, или в суд в течение десяти дней после принятия решения. Решения ЦИК могут быть обжалованы в Верховном суде в течение десяти дней после принятия решения.
Порядок избрания членов Сената теперь определен на законодательном уровне. Раннее действовавшее Положения о порядке избрания членов Сената Олий Мажлиса, утвержденное постановлением ЦИК, отменено.
Таким образом, именно политические партии теперь становятся основными игроками, которые борются за голоса избирателей. Это способствует усилению межпартийной конкуренции, борьбе идей и программ. Аналогичные нормы и практика имеются практически во всех развитых демократических государствах.
Определено, что число женщин должно составлять не менее 30% от общего числа кандидатов в депутаты. Политические партии могут выдвигать кандидатами в депутаты не только членов своей партии, но и беспартийных. То есть стать кандидатом в депутаты может любой гражданин.
Что касается такого важнейшего института гражданского общества, как махалля, то законодательством предусмотрено вовлечение махаллей, как в качестве организаторов выборов (формирование участковых и окружных избирательных комиссий), так и в качестве наблюдателей.
В статье отмечен более либеральный подход Узбекистана к праву граждан быть избранными, чем во многих странах. Так, согласно статье 5 Избирательного кодекса не могут быть избранными и не участвуют в выборах: во-первых, граждане, признанные судом недееспособными; во-вторых, лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления. Во многих странах мира, к выборам не допускаются лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В Узбекистане круг таких лиц ограничен – это только те, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления.
В статье отмечается, что Избирательным кодексом четко определены виды, формы и методы проведения агитации (статья 45) политическими партиями и их кандидатами; особое внимание уделено вопросам формирования, организации деятельности окружных и участковых избирательных комиссий.
Что касается совершенно новых положений предусмотренных Избирательным кодексом, то в их числе следующие: законодательно регламентирован порядок функционирования Единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан; исключено понятие «избирательный лист» так как внедрен единый документ – избирательный бюллетень, как для досрочного голосования, так и голосования в день выборов; избирателям предоставляется возможность ставить несколько знаков (+, √, Х) в пустом квадрате бюллетеня, расположенном справа напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует и другие.
В заключение отмечается, что выборы 2019 года пройдут в совершенно новых политических условиях, в условиях сильной межпартийной конкуренции, борьбы идей и программ. Надежной основой для проведения подлинных демократических выборов является Избирательный кодекс.
Пресс-служба
Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека
- Добавлено: 02.12.2019
- Просмотров: 5204
- Распечатать