По данным Гарвардского университета, за последние пять лет позиция Узбекистана в Индексе экономической сложности улучшилась на 25 пунктов. Национальная продукция по 162 видам признана имеющей конкурентное преимущество на мировом рынке.
В результате за последние годы экспорт вырос в 2,2 раза, а доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте достигла 57 процентов. Это говорит о значительной связанности экономики с внешними рынками.
Однако мировая экономическая конъюнктура сейчас нестабильна. Меняющаяся ситуация, новые тарифы и ограничения оказывают цепное влияние на другие государства, замедляя глобальный экономический рост и сокращая объемы международной торговли.
Например, всего за несколько дней международные финансовые рынки потеряли около 10 триллионов долларов. Из-за высоких тарифов прогнозируется сокращение мирового торгового оборота на 3,5 триллиона долларов, а инфляция в глобальном масштабе может достичь 7,5–8 процентов.
Главная опасность заключается в том, что, как и в период пандемии, по всему миру могут возникнуть сбои в цепочках поставок и производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Под угрозой оказываются такие ведущие отрасли, как текстильная, электротехническая, автомобилестроительная и пищевая промышленность, имеющие высокий экспортный потенциал. Это приведет к жесткой и бескомпромиссной конкуренции на международных рынках.
Президент подчеркнул, что в этих условиях необходимо смело и уверенно двигаться вперед, опираясь прежде всего на собственные ресурсы и внутренние возможности. Отмечено, что руководители министерств, ведомств и регионов должны иметь конкретные планы действий и лично заниматься вопросами производства и экспорта.
Государством будут приняты необходимые правовые, организационные и практические меры. С этой целью недавно состоялись встречи с более чем 3 тысячами предпринимателей, на которых изучались их проблемы. Большинство вопросов касалось системы стандартизации и сертификации.
Отмечено, что более 25 тысяч стандартов и 41 технический регламент, действующие в стране, не соответствуют международным требованиям. Устаревшие нормы и бюрократия мешают предпринимателям, создавая условия для коррупции. Продолжаются проблемы с многократной и дублирующей сертификацией.
Инвесторы обращают внимание на то, что местные лаборатории часто не соответствуют международным стандартам, а зарубежные стандарты не признаются в Узбекистане. Из-за этого экспортеры вынуждены отправлять образцы продукции для сертификации за границу. Также вызывает обеспокоенность наличие конфликта интересов, так как сертификационные органы одновременно осуществляют и надзорные функции.
На совещании было объявлено о подписании Президентом указа, направленного на стимулирование предпринимательской деятельности, повышение эффективности торговой и промышленной политики.
В указе четко разграничены полномочия органов технического регулирования, санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарии и карантина. Многократные и дублирующие процедуры будут поэтапно отменены.
Так, контроль за качеством и безопасностью пищевой продукции будет осуществляться исключительно Комитетом санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья. Отменяется обязательность технических регламентов и стандартов на продукты питания. Санитарные правила и нормы по основным продуктам питания будут приведены в соответствие с системой международных стандартов «Кодекс Алиментариус». Также отменяется практика государственной регистрации продукции по 7 группам товаров с высоким уровнем риска.
Будет сокращен перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и внедрена практика декларирования соответствия продукции. При импорте оборудования, сырья, специальной техники и транспорта будут применяться признанные в Узбекистане международные стандарты качества и контроля, при этом не потребуется получение национальных сертификатов.
Подчеркнута необходимость принятия закона «О рыночном надзоре». Также указано на необходимость повышения качества подготовки кадров в области стандартизации, санитарно-эпидемиологического надзора и карантина.
На совещании особое внимание было уделено вопросам поддержки местных предприятий, расширения производства и экспорта.
Согласно упомянутому указу, порядок определения таможенной стоимости импортируемой продукции будет полностью приведен в соответствие с международными правилами.
С 1 июля отменяются все ограничения на экспорт товаров с введением экспортных пошлин на 86 групп сырья и социально значимых продуктов.
В последние годы в промышленности значительно возросла доля производства кондитерских изделий и прохладительных напитков. В целях поддержки этих отраслей будет отменен акцизный налог на сахар и сняты ограничения на импорт сухого молока.
В результате годовой оборот предприятий, производящих кондитерскую продукцию и прохладительные напитки и обеспечивающих работой около 40 тысяч человек, достигнет не менее 50 триллионов сумов.
Отмечено, что на местные кенгаши имеют право устанавливать повышающие коэффициенты земельного налога и арендных платежей. Однако важно учитывать возможности бизнеса и тщательно изучать последствия таких решений. Если уменьшить нагрузку на предпринимателей и способствовать их развитию, доходы бюджета возрастут. Предпринимателям будет разрешено оплачивать эти налоги в течение года в два этапа.
Ответственным лицам поручено подготовить предложения по совершенствованию налогово-таможенной политики и администрирования с привлечением ученых и предпринимателей.
Подчеркнуто, что Премьер-министр и его заместители, министры и хокимы должны находиться в постоянном диалоге с производителями и экспортерами, оперативно решать поступающие обращения и проблемы.
«Редакция газет «Янги Ўзбекистон» и «Правда Востока»